Степанов В.К.

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И АКТУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ
КУРСОВ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

В преподавании всех дисциплин, связанных с использованием электронных, и, в особенностисетевых, информационных ресурсов, большое внимание уделяется изложению методов работы с цифровыми источниками. Неотъемлемой составной частью таких курсов является обучение студентов работе со средствами навигации и поиска информации в Интернет, изучение возможностей использования полнотекстовых и библиографических баз данных, электронных энциклопедических и справочных материалов. Студенты подробно знакомятся с принципами работы всех вариантов поисковых средств, выполняют практические задания и сдают проверочные тесты на умение работать с их различными типами.

В ходе подготовки и проведения таких курсов авторы сталкиваются с типичной проблемой, возникающей каждый раз, когда речь идет о преподавании дисциплин, тесно связанных с Интернет. Одной из ключевых характеристик Сети является высокая динамика изменения составляющих ее ресурсов. Меняется состав и методы доступа к полнотекстовым базам данных и справочным ресурсам, постоянно изменяется количественное наполнение электронных каталогов и иных библиографических баз данных. Особенно ярко динамика обновления сетевых ресурсов заметна на примере поисковых средств: непрерывно меняются не только их места в рейтингах по различным параметрам, но и происходит важное расширение их характеристик, наподобие возможности учета файлов в различных форматах или перевод бесплатных сервисов в разряд коммерческих услуг.

Все эти характеристики крайне важны для учебного процесса, поскольку студенты ведут изучение, отрабатывают задания и сдают тесты на реальных “живых” источниках. Однако высокая динамика происходящих в Сети изменений проводит к тому, что содержание учебников и учебных пособий не в состоянии отразить происходящие изменения, включая такие важные параметры, как реальное состояние источников на данных период времени. Многолетний опыт автора дает основания утверждать, что если с даты написания материала прошло три–четыре месяца, материал уже является в значительной степени устаревшим. Содержание же учебных пособий полугодовой давности дает заведомо искаженное представление о состоянии многих из изучаемых источников.

Решить проблему отставания учебных материалов от реального состояния дел в Сети возможно путем проведения постоянного мониторинга изучаемых ресурсов. Перед началом занятий преподавателю следует обязательно произвести контрольный просмотр всех отраженных в тексте курса ресурсов, обращая особое внимание на их новые показатели. При этом целесообразно обновить все статистические характеристики, касающиеся объемов баз данных и других количественных показателей. На основе контрольного просмотра формируются практические задания и корректируются проверочные тесты.

Однако даже такой подход не гарантирует достижения полного соответствия материала реальному положению дел. Порой важные характеристики, влияющие на результаты тестов, меняются уже в ходе семестрового курса. В этом случае преподавателю следует сделать соответствующие разъяснения в ходе аудиторных занятий, при дистанционной форме обучения – в электронной конференции, продублировав его также на доске объявлений, а в особо важных случаях и по электронной почте. После проведенных разъяснений тесты рекомендуется скорректировать уже с учетом последних новшеств. Это, кроме прочего, привьет слушателям ощущение постоянной динамики Интернет-ресурсов и стимулирует их активнее пользоваться средствами сетевого общения. Восприятие динамики развития Сети как данности позволит выработать правильное отношение к цифровой среде, которая постоянно трансформируется, меняя характеристики и заставляя пользователей гибко использовать новые возможности и отказываться от устаревших источников и инструментов.

Результаты мониторинга цифровых ресурсов невозможно или крайне сложно отразить в традиционных учебниках и учебных пособиях. Статистика показывает, что любое посвященное Интернет издание на 15 процентов устаревает уже на момент выхода из типографии. Опыт автора, приобретенный в ходе проведения множества аудиторных и дистанционных курсов, дает основание сделать вывод, что в перспективе содержательная поддержка процесса обучения информационным технологиям в профильных высших учебных заведениях будет все более принимать вид программных оболочек, наполнение которых будет систематически актуализироваться перед началом каждого нового учебного семестра.

Помимо моментальной актуализации содержания, такие оболочки могут и должны предоставлять возможность преподавателям формировать и назначать, а студентам проходить различные формы рубежного контроля, включая выполнение практических заданий и прохождение тестов. Подобная форма поддержки учебного процесса позволит вести преподавание на уровне самых последних технологических достижений, обеспечивая постоянное соответствие содержания учебных курсов реальному состоянию цифровых информационных ресурсов, являющихся базой информационной деятельности текущего столетия.

Hosted by uCoz