Бабиева Н.А.
Информационное взаимодействие
в виртуальном коллективе
Взаимодействие объектов, приводящее к изменению знаний хотя бы одного из них, будем называть информационным взаимодействием.
Спектр информационных взаимодействий необычайно широк. Можно условно разделить изучаемые информационные взаимодействия по объектам на три класса: 1 класс – взаимодействие искусственных (технических) систем; 2 класс – взаимодействие смешанных систем; 3 класс – взаимодействие естественных (живых) систем.
К первому классу относятся информационные взаимодействия в технических системах – от простейших регуляторов до глобальных компьютерных сетей. Ко второму классу – информационные взаимодействия типа “живой организм – искусственный орган”, “человек - машина”, “живой исследователь – неживой объект исследований” и т.д. К третьему классу – информационные взаимодействия в пределах от молекулярно-генетического уровня до уровня социальных сообществ.
Особо важное значение приобретает обращение к категории взаимодействия при анализе социальных явлений, ибо общество, какова бы ни была его форма, есть продукт взаимодействия людей.
Представление о взаимодействии открывает многообещающие теоретические перспективы и практические возможности. Оно есть та “клеточка”, из которой развертывается вся концепция.
Поскольку речь идет о взаимодействии, встают вопросы об участниках процесса – объекте и субъекте.
Производящий или передающий информацию на языке условного моделирования может быть обозначен как субъект. Тот, на кого направлено воздействие субъекта, может быть обозначен как объект.
Следует подчеркнуть, что объект выступает в роли такового лишь в данной ситуации, когда он противостоит субъекту.
Если же рассмотреть его в общем социальном контексте, то окажется, что он представляет собой, вообще говоря, субъектно-объектную систему.
Субъектно-объектная сущность человека особенно наглядно проявляется именно в инфовзаимодействии, поскольку каждый неизбежно выступает в трех ипостасях. В силу всеобщности инфопроцессов он участвует и в производстве, и в передаче, и в потреблении информации. Смена ролей есть выражении принципа “перевертывания”, в силу которого субъект при определенных условиях, в определенное время и в определенном месте превращается в объекта, объект же – в субъект.
Такой субъектно-объектной системой, на наш взгляд, является виртуальный коллектив.
Виртуальный коллектив – группа людей (в нашем случае – ученых), работающих над сходными исследовательскими проблемами, объединенных общими интересами, целями, направлением деятельности. Эти ученые могут не знать о существовании друг друга, а могут быть знакомы. Их деятельность может быть ограничена географическими, языковыми и другими барьерами. Основным признаком принадлежности тех или иных ученых к одному и тому же виртуальному коллективу является объект их исследования.
Такой коллектив не зафиксирован на бумаге или юридически, он существует в пространственно-временном измерении или виртуально.
Для нас представляет особый интерес как выявление таких коллективов в различных отраслях наук, так и признание их реально существующими, так как за ними стоят конкретные люди, и лишь их связь виртуальна.
В настоящее время нами проводится исследование в выявлении таких виртуальных коллективов в области библиотековедения. Промежуточные результаты исследования показали, что такие коллективы в области библиотековедения существуют и организация информационного взаимодействия таких коллективов в виртуальном пространстве является насущной проблемой, связанной с материальными и временными затратами, касающимися опубликования научных работ в специальной литературе.