Чазова С.А.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЛУЖБЫ В РЕАЛИЗАЦИИ
СТРАТЕГИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ

В постиндустриальном мире роль экономики любой страны определяется не объемами товарно-сырьевого комплекса, а развитой информационной инфраструктурой и постоянным наращиванием мощностей высоких технологий. Это подтверждает появление на деловом и финансовом рынках компаний, специализирующихся в области информационно-компьютерных систем, заявивших о себе в качестве лидирующих субъектов мирового и отечественного рынков. Данная тенденция вполне естественна и закономерна для процесса наращивания капитала. Человечество осознало, что знания становятся реальным производительным ресурсом, что повлекло за собой изменения в стратегии государства по отношению к существующим информационным ресурсам и технологиям их генерации, обработки и распространения. Но информация позволяет совершенствовать не только бизнес-среду, своевременное обеспечение потребителя необходимыми знаниями существенно и для социокультурного пространства, для развития гражданских, образовательных, культурных устремлений личности.

Позитивно настроенная политика государства на совершенствование современных глобальных информационных систем должна способствовать, с одной стороны, сбережению и приумножению интеллектуального богатства, с другой, – обеспечить всему обществу и каждому его члену свободный и наиболее полный доступ к знанию. Однако можно предположить, что способы управления на основе открытости и свободы развития информационной сферы будут не только требовать дополнительных внутриведомственных мероприятий по обеспечению взаимодействия органов власти и общества. Данные процессы объективно повлекут и негативные перемены, ассоциирующиеся с информационным хаосом и бесцельным развитием.

Как результат усиления государственной политики страны, направленной на глобализацию и гуманизацию процессов информатизации общества, в последнее время в России появился комплекс федеральных, региональных и ведомственных целевых программ: “Развитие электронной торговли в России на 2002–2006 гг.”, “Развитие единой информационной образовательной среды Российской Федерации на 2002–2006 гг.”, “Создание и развитие информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти на 2001–2007 гг.”, “Электронная Россия на 2002–2010 гг.” и т.д. Последний проект (программа существует пока в проекте) можно назвать инновационным как с содержательной точки зрения, так и в хронологическом аспекте.

Целью федеральной целевой программы “Электронная Россия” является повышение эффективности функционирования экономики, реализации предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации. Дополнительный эффект ожидается вследствие обеспечения доступа к интернет-ресурсам органов власти, местного самоуправления, бюджетных организаций в области науки, образования, здравоохранения, культуры. Развитие инфраструктуры публичных сетей доступа является одной из задач Программы. Данные центры будут реализованы на базе государственных и муниципальных учреждений: библиотек, почтовых отделений, вузов, школ и т.д. Реальное осуществление данного тезиса значительно модернизирует деятельность информационных служб названных организаций и повысит социальный статус данных организаций в обществе.

Процесс обеспечения открытого доступа к государственным информационным ресурсам с помощью интернет-технологий позволяет современным библиотекам в полной мере развивать свои сущностные функции. Так, например, в силу определенных сложностей, возникающих при поиске и работе с большими массивами информации, информационные работники более компетентны и способны своевременно осуществить информационно-посреднические услуги в провозглашаемой “Электронной Россией” системе “виртуальное правительство-гражданин”. В процессе навигации в Интернет-пространстве и мониторинге значимой для конечных потребителей (пользователей библиотеки, жителей микрорайона) информации сотрудники библиотек смогут более полноаспектно генерировать новые информационные продукты и услуги, соответствующие специфике информационных потребностей определенной сферы деятельности, региона, уровня компетентности потребителей. Определенную роль смогут сыграть консультационные и образовательные услуги как формы библиотечного обслуживания, способствующие продвижению и реализации Программы.

Включение информационных служб и подразделений в федеральную целевую программу “Электронная Россия” позволит более комфортно и благовременно преодолеть существующее сегодня в обществе “информационное неравенство”. На основе развития данной Программы отечественные библиотеки будут способны предоставить более качественное информационное обслуживание всех социальных категорий населения, вывести организацию и деятельность библиотек на современные уровни развития, повысить имидж информационного работника.

Hosted by uCoz