Арбатская О.А.

ПОИСКОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ

Возможности новых информационных технологий вносят значительные изменения в библиотечные технологии. Компьютеризация в той или иной мере осуществляется во всех библиотеках России по трем основным направлениям: постепенный перевод системы библиотечных каталогов и картотек в электронную версию – электронный каталог (ЭК); использование электронных документов энциклопедического и справочного характера, периодики преимущественно на компакт-дисках; организация доступа читателей к электронным информационным ресурсам посредством Интернет.

Однако даже в крупнейших библиотеках возможность современного программного обеспечения и сетевых технологий реализованы лишь частично в силу проблем различного характера. Среди них выделим проблему подготовленности библиотекаря-библиографа быть посредником между информационно-поисковыми системами (ИПС) и читателем, выступая и в качестве специалиста по поиску, и консультанта, и методиста по обучению читателя. В связи с этим рассматривается понятие “поисковые возможности ИПС”, причем в качестве ИПС рассматривается и ЭК, и сетевые информационные ресурсы, доступные через поисковые системы (ПС) Интернет.

Поисковые возможности рассматриваются как возможность пользователя найти в результате проведенного информационного поиска документы или фрагменты документов, релевантные его информационным потребностям. Эти возможности определяются, с одной стороны, качеством лингвистического обеспечения ИПС, прежде всего, семантической силой информационно-поисковых языков (ИПЯ) и методикой индексирования, используемых для описания содержания документа с целью его последующего поиска в ИПС; с другой, умением читателя и библиотекаря-библиографа, обслуживающего этого читателя, сформулировать запрос, адекватный информационным потребностям читателя и технологическим возможностям данной ИПС. Эти два аспекта во многом взаимосвязаны, взаимообусловлены, что особенно явно наблюдается при проведении предметного поиска в ЭК: успешность поиска зависит от умения сформулировать запрос и от качества индексирования документов. На последнее существенно влияет возможность постоянного внесения изменений в лингвистическое обеспечение ЭК на основе анализа запросов и результатов поиска по ним, для чего необходимо проводить массовый поиск в ЭК по запросам читателей и библиографов. Слабые поисковые возможности ЭК, обнаруженные при проведении предметного поиска, объясняются тем, что в большинстве библиотек ЭК длительное время носил характер служебного каталога для отделов комплектования и каталогизации, дублируя карточные каталоги.

В библиотеках, получивших доступ в Интернет, более актуальной формой обслуживания читателей стал поиск в Интернет. При этом обнаружились аналогичные аспекты обеспечения и формирования поисковых возможностей пользователя. В данном случае и обслуживаемые читатели, и обслуживающие библиографы рассматриваются нами как пользователи Интернет, обладающие поисковыми возможностями.

При поиске в Интернет, как и при поиске в ЭК, имеется два аспекта поисковых возможностей: технология индексирования и поиска документов поисковыми системами (ПС) и семантическая сила используемого при этом лингвистического обеспечения; знание технологических и интерфейсных возможностей, которые предоставляют пользователю современные ПС Интернет, и умение формулировать с помощью этих возможностей запрос, адекватный его информационным потребностям.

Наблюдения за поисками пользователей в Интернет-клубах, сервисных центрах, компьютерных классах школ, колледжей и вузов показывают, что большинство пользователей не умеет использовать и малой доли возможностей, предоставляемых современными средствами навигации в среде Интернет: поисковыми системами, каталогами, порталами. Поэтому они вынуждены обращаться за помощью к специалистам, а зачастую просто к более опытным пользователям. Чаще всего пользователь проводит поиск с помощью одной, реже нескольких хорошо известных ему ПС. Большинство пользователей составляет запросы из 1-2 ключевых слов, не пользуется возможность переформулировать запрос в зависимости от полученных результатов: чаще всего это избыточность получаемой информации, а также и недостаточность, в некоторых случаях – нулевая выдача. Как правило, пользователи ограничиваются просмотром и отбором нескольких первых документов, выданных поисковой системой по запросу, который осуществляется путем переходов на нижние уровни каталога (рубрикатора), предлагаемого на первой странице ПС. Очень редко пользователи используют функции расширенного поиска, “поиск похожих документов”, “поиск в найденном”, поиск по фразе, поиск по ключевым словам, соединенным булевыми операторами, а тем более операторы расстояния, усечения, синонимы и другие средства, при этом лишь некоторые пользователи обращаются к справочным страницам ПС с целью самостоятельного обучения.

Таким образом, поисковые возможности пользователя ограничены из-за его необученности, что объясняется несформированной методикой обучения. В программах школьных курсов информатики школ, колледжей и вузов основное внимание уделяется принципам функционирования Интернет, протоколам и сервисам, интерфейсу программ-браузеров; поиску уделяется одно-два занятия, как правило, на примере одной – двух поисковых систем. Немного больше внимания технологии поиска уделяется на специальных курсах пользователей Интернет.

На наш взгляд, современный библиотекарь-библиограф высшей квалификации должен иметь подготовку информационного посредника и занять соответствующее место в системе информационных коммуникаций. Для этого ему нужна подготовка (переподготовка): а) консультанта-посредника между ресурсами Интернет и читателем; б) методиста, формирующего поисковые возможности читателя-пользователя Интернет. Ядром этой подготовки должен быть практический курс по изучению на многочисленных примерах языка запросов ПС, интерфейсов простого и расширенного поиска различных ПС, алгоритмов поиска для различных ситуаций.

Hosted by uCoz