Федоров А.О.

АРХИТЕКТУРА СИСТЕМ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ

Основная цель внедрения новых информационных технологий заключается в обеспечении свободного доступа читателей ко всем видам информации, увеличению информационных услуг. Ежедневно в ходе учебного процесса вуза возникают разные вопросы, ставятся различные задачи и чтобы найти на них ответы, необходимо иметь доступ к обширному и богатому хранилищу знаний и информации. Таким хранилищем может явиться электронная библиотека вуза.

Главный аспект развития электронных библиотек вузов – это интеграция технологий и уровень, до которой эта интеграция будет развиваться; создающаяся в результате архитектура системы и данных приводит к более простому раскрытию и поиску ресурсов.

Сформулируем базовые принципы электронной библиотеки вуза: нелинейное и многоуровневое представление учебной, справочной и методической информации; личностно-ориентированный подход, направленный на самостоятельную и индивидуальную работу с учебным материалом; интерактивность, наличие перекрестных ссылок на различные источники информации.

Электронная библиотека вуза структурно состоит из двух частей: общий раздел (электронный каталог всех книг) и учебно-методический.

Общий раздел представлен литературой гуманитарного характера, содержит справочно-информационные системы и базы данных, электронные версии газет и журналов и прочее.

В учебно-методическом разделе собраны материалы по учебному процессу.

Рассмотрим принципы работы с учебным материалом в электронной библиотеке вуза.

Первый этап – доступ с пользовательского компьютера вуза или сети Интернет. Доступ по сети возможен только после предварительной регистрации пользователя. Студент может выбрать интересующий его учебный курс, где он сможет ознакомиться с содержанием данного учебного курса.

В качестве примера приведем курс “Информатика”. Учитывая, что курс “Информатика” является общеобразовательным и читается практически на всех факультетах вуза, его структура построена с учетом объема и изложения на каждом конкретном факультете. Так, например, минимальный объем – на факультете национального искусства, средний – на факультете социально-культурной деятельности и максимальный – на информационно библиотечном. Имеется возможность самостоятельного тестирования студентов, предусмотрена градация по уровню знаний. Там же представлены варианты заданий на курсовые и контрольные работы студентов очного и заочного отделений с рекомендуемой литературой (как библиографические списки, так и полнотекстовые издания, рефераты и др.). Предполагается также возможность консультации с преподавателем по сети (e-mail).

Следует заметить, что основными факторами интенсификации учебного процесса с использованием электронной библиотеки вуза являются: возможности получения учебной, справочной и методической информации в интерактивном режиме, быстрого поиска необходимой информации в пределах изучаемого курса, самостоятельного контроля процесса усвоения знаний; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; усиление мотивации и повышения целенаправленности.

Hosted by uCoz