Ткалич В.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ГИПЕРТЕКСТОВЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В БИБЛИОТЕЧНОМ ФОНДЕ ВУЗА
В настоящее время широкое распространение получили новые компьютерные технологии, которые позволили ближе подойти к проблемам изучения и использования больших объемов информации. Особое внимание уделяется методам автоматизированной обработки данных с помощью гипертекстовых технологий.
Автоматизированные гипертекстовые системы – это новая технология работы с информацией, ее обработкой, организацией, исследованием, что является основной задачей библиотечного фонда, в частности вуза.
При использовании гипертекстовых технологий в библиотечном фонде вуза в первую очередь происходит сбор информации для определенной задачи или по определенной теме. Затем отбираются документы-источники, готовится словарь терминов для данной области знания, на основе которого из источников выделяются фрагменты текста и связываются со ссылками и терминами тезауруса. Потом вся система корректируется, дополняется недостающими ссылками и фрагментами текста.
В библиотечном фонде гипертекстовые системы могут применятся для разных целей, в первую очередь как поисковые системы. Их преимущество перед традиционными информационно-поисковыми системами в том, что каждый пользователь проходит собственный путь поиска, при этом система подсказывает и дальнейший путь поиска.
При просмотре гипертекстовых систем нужные фрагменты текста отмечаются, затем они располагаются по порядку, если есть необходимость текст корректируется и дополняется. Такая система удобна для написания рефератов, докладов, статей и т.д. Преимущество такой системы – гибкость и открытость.
Гипертекстовые системы, используемые в библиотечном фонде вуза, также эффективны для решения студенческих исследовательских задач (курсовые и дипломные работы).
При просмотре энциклопедии или словаря необходимые термины отмечаются и по ним затем ведется поиск. Выбранные слова или цитаты запоминаются в электронном блокноте, а сама система может дополняться готовыми базами данных. Связи в системе осуществляются через т. наз. кнопки или пиктограммы, состоящие из рисунков или слов. Подобная система значительно облегчает труд библиотекаря и экономит время студента.
При использовании гипертекстовых технологий в библиотечном фонде может также использоваться система структуризации и систематизация знаний. На первом этапе проводится морфологический и синтаксический анализ, разделение на предметы и отношения, построение предметных связей, определение типов отношений и их классификация. На втором этапе знания систематизируются по определенной иерархии: тематической, фреймовой или по какой-либо иной.
Цель библиотечного фонда вуза – это посредничество между документами и читателями-пользователями, отсюда вытекает его главная задача: хранение, обработка и доведение до читателя информации о документах и самих документов.
На этапе автоматизации документ переходит в машиночитаемую форму и будет расчленен на отдельные фрагменты текста, так как читатель-пользователь нуждается не в самом документе, а в информации, которую тот содержит в отдельно взятой его части.
Таким образом, посредническая роль библиотечного фонда при получении пользователем информации ослабевает, зато возрастает в процессе обработки документов и организации знаний в базы знаний. Теперь библиотекарь будет заниматься общей обработкой и организацией знаний, а читатель будет либо использовать то, что ему предлагается, либо самостоятельно организовывать поиск и перерабатывать полученные данные в свои системы знания. Одним из средств перехода на такую автоматизированную технологию является гипертекст.