Степанов В.К.

БИБЛИОТЕКА В КРУГЛОСУТОЧНОМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ

Осознание того, что глобальные компьютерные сети формируют принципиально иные условия создания, хранения и распространения информации постепенно овладевает библиотечным сообществом или по крайней мере той его частью, которая серьезно задумывается о перспективах библиотек. Технологический прорыв в виде глобальных компьютерных сетей привел к кардинальному изменению ситуации в сфере доступа к информации: оцифрованные данные любой формы (текст, графика, аудио и видео) стали доступны практически из любой точки мира в любое время.

С ростом объемов данных в Сети и числа пользователей Интернет происходит постепенная переориентация информационных ожиданий читателей от традиционных библиотек к ресурсам Сети. Это заставляет библиотечный мир изыскивать возможности обслуживания абонентов в виртуальном пространстве. Учитывая общие тенденции информационной деятельности, распространение услуг библиотек через Интернет по сути выступает непременным условием конкурентоспособности библиотеки в формирующемся цифровом обществе.

Деятельность библиотеки в Интернет, которая начинается с создания собственного web-сайта, несет в себе огромное число новых возможностей, которые сами по себе вначале незаметно, а затем все более ощутимо меняют традиционные методы ее работы. Прежде всего, виртуальное представительство обеспечивает фактически круглосуточное расширение времени обслуживания читателей. Сервер позволяет реализовать такие виды сервиса как доступ к электронному каталогу, заказ изданий в службе электронной доставки, информирование о новых поступлениях, а также ряд вспомогательных функций, как регистрация на проводимые библиотекой мероприятия.

Второй этап распространения деятельности библиотек в цифровой вселенной – предоставление доступа непосредственно к документам. Именно с этим связано реальное и действительно весомое присутствие библиотек в Сети. Основным способом предоставления доступа к полным текстам может быть оформление подписки на пользование цифровыми коммерческими базами данных. Этим путем с конца 90-х гг. идут многие западные, прежде всего, университетские, библиотеки. Значительная часть их бюджета на комплектование расходуется именно на оформление подписки на коммерческие электронные библиотеки. При этом зарегистрированные читатели библиотеки получают доступ к этим массивам со своих домашних компьютеров. Программное обеспечение настроено таким образом, что для читателя достаточно соединиться с сайтом библиотеки, ввести номер читательского билета и персональный пароль, после чего автоматически происходит переадресация на сервер базы данных.

Естественно, что такой метод обслуживания читателей влечет серьезное изменение всей структуры библиотечной деятельности. С библиотеки в значительной степени снимается извечная обязанность комплектования и обработки источников. Ее функции посредника между документальным массивом и читателями трансформируются в иную форму, где превалирующей становится задача обеспечения бесплатности доступа к источникам для читателей библиотеки.

Постепенное перенесение все более значительной части информационных ресурсов в Интернет закономерно приводит к тому, что персонал библиотеки может выполнять значительную часть повседневных задач, находясь за ее пределами. Перечень таких операций может включать выявление, описание и систематизацию цифровых источников, выполнение библиографических и фактографических справок, консультирование читателей по e-mail или ICQ.

Таким образом, очевидна тенденция, в соответствии с которой уже в ближайшие несколько лет все большая часть библиотечных процессов будет переноситься в виртуальную область. Это тенденция затронет все области деятельности библиотеки и серьезно изменит способы реализации ее функций, организационную структуру и требования к персоналу.

Hosted by uCoz