О ФОРМИРОВАНИИ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ
СЕТЬЮ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ МОСКВЫ
В последнее время усилилось внимание к истории библиотечного строительства в Москве. Анализ опыта прошлого, обращенный в будущее – это и необходимый элемент теории, и метод, с помощью которого вырабатываются новые теоретические выводы. Учитывая, что специальных исследований, посвященных возникновению и развитию системы государственно-общественного управления библиотечным делом в г. Москве недостаточно, попытаемся по документным источникам реконструировать процесс организации структуры управления сетью общедоступных библиотек дореволюционной Москвы.
Со второй половины ХIХ в. активизировался процесс формирования московской сети общедоступных библиотек, что обусловило создание структур управления ею. На основе “Положения об общественном управлении г. Москвы” (1862) в июне 1892 г. было принято новое положение, по которому в Москве устанавливались два органа городского общественного управления: представительный распорядительный орган – Городская дума и исполнительный – Городская управа с состоящими при ней учреждениями. В структуре Городской управы функционировали 9 отделений. В ведении 7-го отделения – училищного, помимо начальных училищ, городских ремесленных и профессиональных школ, находились городские библиотеки и читальни, художественная галерея Третьяковых, Музей городского хозяйства (будущий Музей Москвы). Можно предположить, что 7-е отделение Городской управы являлось прообразом территориального управления культуры.
Важное значение в расширении сети общедоступных библиотек имела деятельность “Комиссии по устройству бесплатных библиотек при Обществе распространения книг”, “Комиссии о пользах и нуждах общественных”, “Комиссии о народных развлечениях”, Столичного Попечительства о народной трезвости, частных культурно-просветительских обществ.
Существующие в этот период времени городские библиотеки делятся на два основных типа: первый – т. наз., большие библиотеки-читальни с бюджетом 7–8 тыс. руб. в год, второй – маленькие библиотечки с бюджетом в 500 руб. Между библиотеками отсутствовала координация в комплектовании фондов, составлении каталогов, межбиблиотечного обмена книгами и других форм взаимодействия.
В 1912 г. видный библиотековед А.А. Покровский в статье “К вопросу о нормальной сети общедоступных библиотек” отмечал необходимость ее создания, поскольку Москва в библиотечном деле отставала даже от многих провинциальных городов. К началу 1917 г. в Москве существовало около 180 библиотек , 76 бесплатных, 12 из них содержал город.
После Февральской революции в России происходили социальные преобразования, которые отразились и на библиотечном строительстве. Началась реорганизация книгоиздательства, книжной торговли, библиотечного дела. Постановлением Временного правительства от 27 апреля 1917 г. упразднялось Главное управление по делам печати (под надзором которого с 60-х гг. ХIХ в. находились все библиотеки, в том числе и московские) и учреждалась Книжная палата. Ей вменялось в обязанность обеспечение доступа к книжным собраниям, а также создание благоприятных условий для развития библиотечного дела в России. При Министерстве народного просвещения был образован Государственный комитет по народному образованию. В его составе начала работать комиссия по внешкольному образованию с библиотечной подкомиссией, которую правомерно считать первым демократическим органом по руководству библиотечным делом. В то время в Москве проходили библиотечные совещания, на которые приглашались библиотекари, представители Городской думы и управы, библиотечных советов, кооперативов.
Анализируя общее состояние библиотечного
дела в дореволюционной Москве, следует отметить – несмотря на большую востребованность
библиотек населением, раз-витие их сети шло медленно. Главная причина создавшейся
ситуации, по нашему мнению, заключается в том, что так и не был создан
специализированный орган управления библиотечным делом в Москве, отсутствовали
законодательные акты, направленные на содействие планомерному развитию
библиотечного дела, а государственное руководство в основном сводилось
к осуществлению надзора за деятельностью библиотек и изданию циркуляров,
ограничивавших библиотечное обслуживание населения.