“БИБЛИОТЕКИ, КОТОРЫЕ МЫ ПОТЕРЯЛИ”
Духовные православные библиотеки – тип негосударственных конфессиональных библиотек, учредителями которых являются учреждения православной церкви (монастыри, храмы, учебные заведения, некоторые благотворительные организации и православные братства) или частные лица. Входящие в их фонды различные документы не отвергаются (признаются) православной церковью и направлены на удовлетворение служебных (профессиональных) и личных потребностей священнослужителей, монахов и мирян.
Иногда духовные библиотеки называют церковными, что не исчерпывает содержания данного понятия, так как исключаются, например, Синодальная библиотека и библиотеки Духовных Академий.
По данным отчетов Священного Синода в 1895 г. в России насчитывалось 23369 духовных библиотек. Факты и цифры, характеризующие их, использованные в статистическом обзоре И.В. Преображенского, дают представление о развитии церковно-общественной жизни православной России к концу XIX в. Православные энциклопедии того же периода указывают, что при храмах насчитывается 25310, при церковно-приходских школах – свыше 10 тыс. библиотек. В справочнике “Православные русские обители” (1910), дающем краткую информацию о всех действующих на территории России монастырях, упоминается, что практически каждая обитель имеет свою библиотеку, фонд которой состоит из несколько редких старинных книг, сохраняемых в ризнице и почитаемых как святыни, древних грамот, закладных и дарственных монастырям, а также различных актов.
По отчетам Св. Синода, только в 1914 г. состояло на учете епархиальных – 10 библиотек, храмовых – 31828, благочиннических – 1465. Вновь организованных библиотек в том году было: храмовых –185, благочиннических – 20.
К 1917 г. в России насчитывалось более 77 тыс. православных храмов, 1200 монастырей, духовные академии, учебные заведения – училища, семинарии, церковно-приходские школы. Во многих из них находились духовные библиотеки. Таким образом, духовные библиотеки довольно широко были распространены на территории России. Вместе с тем строгой научной классификации этих библиотек в специальной литературе нами не обнаружено.
На наш взгляд, многообразие видов и подвидов духовных библиотек выделяется к концу XIX в. На новом этапе развития духовных библиотек, с середины 90-х гг. уже этого столетия, видовые границы библиотек несколько расширяются за счет появления учебных библиотек, ранее не функционирующих, например, учебные библиотеки православных лицеев, гимназий, детских садов.
К духовным православным библиотекам относятся:
1) библиотеки при центральных духовных учреждениях русской православной церкви. Главными специальными библиотеками Духовного ведомства с ХVI в. являются Патриаршая библиотека, впоследствии с XVIII в. – Синодальная библиотека и Московская типографская библиотека;
2) библиотеки при монастырях, которые первыми появляются на Руси в ХI в. и носят наиболее замкнутый характер. С давних пор они являются центрами накопления и сохранения документов, имеющих огромное культурно-историческое значение;
3) епархиальные, благочиннические (окружные) библиотеки, вновь организованные в XIX в., выделяемые в соответствии с церковным территориальным делением на епархии и благочиния, служащие не столько научным, сколько образовательным и просветительским целям. Они предназначаются для духовенства с целью обеспечения возможности приобретения и продолжения своего богословского образования и являются широкодоступными для населения;
4) храмовые (церковные, приходские) библиотеки, возникшие одновременно с монастырскими библиотеками, имеют небольшие фонды, часть которых предназначена для культовых целей – обеспечения богослужения, вполне доступные для народа. Часто библиотека выполняет функции публичной, что находит отражение в названиях некоторых библиотек, например, Арзамасская духовная публичная библиотека при Крестовоздвиженской церкви (XIX в.);
5) учебные библиотеки, представленные в России достаточно широко при духовных учебных заведениях. К ним относятся фундаментальные (духовно-академические) библиотеки Духовных академий – Московской, Санкт–Петербургской, Киевской и Казанской – центров богословской науки в России, а также библиотеки семинарий, епархиальных училищ, православных и воскресных школ, гимназий и лицеев, обеспечивающие учебный процесс;
6) библиотеки благотворительных, духовно-просветительских обществ и братств, миссионерские библиотеки, противораскольнические и противосектантские библиотеки. Их организация обусловлена социальными и общественными событиями конца XIX – начала ХХ вв. По своим задачам и формам работы они наиболее демократичные среди других духовных библиотек;
7) личные духовные библиотеки, фонды которых становятся либо начальным фондом монастырской или храмовой библиотеки, либо вливаются в фонды духовных библиотек, либо являются частью персональных документных ресурсов общества. К духовным личным книжным собраниям относятся широко известные библиотеки священнослужителей, князей, например, библиотека митрополита Макария (1482–1563 гг.), Симеона Полоцкого (1629–1680 гг.), св. Димитрия Ростовского (1651–1709 гг.), Феофана Прокоповича (1681–1736 гг.), Сильвестра (? – до 1566 г.), князя А.М. Курбского (1528–1583 гг.), графа С.С. Уварова (1786–1855 гг.) и др.
Вся история развития духовных библиотек в России показывает, что на протяжении длительного времени они являлись необходимым элементом в социальной структуре общества, поскольку выполняли историко-культурные функции: культовую, образовательную, просветительную, воспитательную, мемориальную. Последняя функция наиболее четко выражалась в фондах монастырских библиотек, библиотек Духовных академий, Синодальной библиотеки. Определенный пласт исторических документных источников, относящихся к духовному наследию нации, сохранился только благодаря духовным библиотекам. Позднее все перечисленные функции перешли к общественным библиотекам.