РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ХАРЬКОВЩИНЫ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ В.
Сегодня, в период становления и развития государственности Украины, особо важное значение приобретает изучение ее истоков, в том числе и в области библиотечного дела.
Развитие библиотековедческой мысли Харьковщины первой трети ХХ века помогает решить следующие важные задачи: устранить региональные пробелы в области библиотечного дела; выявить особенности, закономерности и специфику развития библиотечного дела и науки в целом; обосновать влияние теоретических исследований данного периода на современные разработки библиотековедческих проблем; создать целостную картину развития науки и практики библиотечного дела.
На развитие библиотековедческой мысли данного периода существенное влияние оказали следующие позитивные факторы: создание общества библиотековедения (Санкт-Петербург, 1908 г.), членами которого были и представители Харькова (М.И. Антоконенко, М.А. Маслов, М.М. Пинто, А.А. Дидрихсон, Д.П. Миллер, Л.Б. Хавкина, К.И. Рубинский); появление первого отечественного профессионального органа печати (журнал “Библиотекарь”, 1910 г.); издание первых пособий по библиотечному делу Л.Б. Хавкиной (“Библиотеки, их организация и техника”, 1904 г.; “Руководство для небольших библиотек” , 1911 г.; “Книга и библиотека” , 1918 г.) и Б.О. Боровичем (“Организация и ведение небольших библиотек”, 1918 г.).
Среди других факторов, оказавших позитивное влияние на развитие библиотековедческой мысли, следует назвать создание кабинета библиотековедения в Харьковской общественной библиотеке (1903), курсов по внешкольному образованию, где читались лекции и по библиотечному делу (Харьков, 1917 г.), образование Харьковского библиотечного общества (1924), открытие первой в Украине кафедры библиотековедения, которая существовала при Харьковском институте народного образования (1928). Все вышеперечисленные факторы, без сомнения, сыграли решающую роль при создании условий для развития библиотековедческой мысли.
Среди основных библиотековедческих проблем, разрабатываемых Харьковскими библиотековедами, следует выделить общетеоретические (объект, предмет, структура науки, методы библиотековедения) и конкретно библиотековедческие (типология библиотек, их функции, задачи, перспективы развития; изучение читателей; подготовка библиотечных кадров).
Основное внимание при определении функций библиотек сосредотачивается на выделении научных, общественных публичных, народных, школьных и детских библиотек. Проблемы, связанные с их типологией, функциями, задачами и перспективами развития, разрабатывали Б.О. Борович, Т. Винокурова, А.А. Дидрихсон, В.В. Дубровский, М.А. Годкевич, М.А. Покровский, К.И. Рубинский, Н.Я. Фридьева, Л.Б. Хавкина и другие представители Харьковской библиотечной школы. Прежде всего, выделялись такие важные задачи библиотек, как содействие научной и учебной деятельности, самообразованию, просвещению, экономическому и культурному развитию страны. В этот период намечается тенденция к осознанию необходимости кооперации и интеграции библиотек с целью использования совокупных библиотечных ресурсов, что не утратило актуальности и сегодня.
Проблемы изучения книги и читателей активно исследовали Б.О. Борович, Т. Винокурова, М.А. Покровский, К.И. Рубинский и другие библиотековеды. Они выделяли такие основные методы, как наблюдение, эксперимент, анкетирование, обращали внимание на необходимость учета возрастных особенностей, образования и социального положения читателей. Именно в этот период были заложены основы дифференцированного подхода к изучению и обслуживанию читателей.
При разработке проблемы подготовки библиотечных кадров большое внимание уделяется исследованию профессиональных, психолого-педагогических и личностных качеств библиотекаря, подчеркивается необходимость как фундаментальной, так и специальной подготовки библиотечных специалистов. Именно в этот период сначала в России (Москва, 1913 г.), а затем и в Украине (Харьков, 1916 г.) создаются первые курсы по библиотечному делу.
Таким образом, разрабатывая актуальные библиотековедческие проблемы, решая многие важные вопросы библиотечного дела на конференциях, съездах и совещаниях, библиотековеды содействовали не только привлечению внимания общества к важнейшей социальной сфере деятельности, но и создавали фундамент для дальнейшего развития науки.