БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
В НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ МГУ
На пороге ХХI в. информация становится основным фактором производства. В силу ее решающего значения общество нуждается в огромном количестве информации, возникает проблема ориентации в ней специалистов. Библиотека призвана выступить звеном между пользователем информации и ее источником. При этом главной ее целью становится оптимизация поиска необходимой информации специалистами для наиболее полного ориентирования в ее массиве.
Наименее подготовленными к проблеме ориентации являются будущие специалисты – студенты. Им, пришедшим в вузы, из школ, особенно трудно сориентироваться в колоссальном количестве литературы, которую они должны изучить. Возникают многочисленные вопросы: “как пользоваться каталогами и картотеками?”, “как найти ту или иную статью?”, “как правильно заполнить читательское требование?” и т.д. И от того, как им будут разъяснены эти вопросы, во многом зависит их успеваемость, с какими знаниями они войдут в профессиональную жизнь.
Вследствие изложенного первостепенное значение в развитии навыков научного поиска приобретают библиотечно-библиографические занятия. Обучить студентов методике поиска необходимой информации одна из важнейших задач библиотеки, и многие библиотеки с ней успешно справляются. Среди них Научная библиотека МГУ, где библиотечно-библиографические занятия проводятся несколько лет и дают неплохие результаты. Студенты, прошедшие курс занятий, успешнее и быстрее находят нужную им литературу, имеют представление о реферативных журналах, различных летописях и умеют ими пользоваться. Эти занятия дают им уверенность в собственных силах, они охотнее посещают библиотеку.
Чтобы студент смог как можно быстрее изучить все премудрости пользования библиотекой, библиотечно-библиографические занятия проводятся на первых курсах по 8-ми часовой программе: по 4 часа лекций и 4 часа практических занятий. Обучение начинается с экскурсии по библиотеке и ознакомления с системой обслуживания. Студентам рассказывают о справочно-библиографическом аппарате библиотеки. На этой же лекции дают основные сведения о системах классификации. Вторая лекция посвящена библиографической деятельности, ее значению, характеристике государственных библиографических указателей. Лекции сопровождаются демонстрацией плакатов, схем. Практические занятия проводятся по группам в читальном зале библиотеки. Первое практическое занятие посвящено методике поиска информации по справочникам и библиографическим изданиям, библиотечным каталогам и картотекам. Второе занятие посвящено заказу литературы. Студентам предоставляется возможность самим выбрать нужную информацию из каталогов и картотек и увидеть результат своих усилий.
Библиотечно-библиографическая ориентация играет важную роль в профессиональной подготовке студентов и является ответственным участком работы в деятельности вузовских библиотек. Ведь если студент правильно и быстро научился ориентироваться в растущих информационных массивах, он без труда отыщет нужную ему литературу, следовательно, получит необходимые для себя знания и, таким образом, из него получится высококвалифицированный специалист.