ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ
Одной из задач библиотечно-информационного образования является формирование естественнонаучного мировоззрения специалистов, Так как несмотря на относительную самостоятельность гуманитарной культуры она тем не менее во все возрастающей степени базируется на естественнонаучных достижениях (видео-, теле-, аудио-, светотехника; мультимедийные и информационные системы; программные средства для создания текстовых, музыкальных, графических и др. художественных произведений, управления техникой и т.д.).
Одной из учебных дисциплин естественнонаучного блока является курс “Концепции современного естествознания”, призванный сформировать у будущих специалистов современную картину мира и направить профессиональную и творческую деятельность в русло реализма с четко осознанными рамками, что представляется особенно актуальным в условиях бурной информационной революции, множеств “виртуальных реальностей”, которые чем-то сродни языческой или средневековой слепой вере, а также в современных общественных условиях , одной из особенностей которых являются суперкоммерциализированные и/или политизированные средства массовой информации и литература, лавинообразная девальвация как коммунистических, так и религиозных, нравственных ценностей, слабость регулирующих мер государства, общества и религии в области культуры и нравственности. Представляется, что специалисты должны иметь твердый базис для обретения психологической устойчивости, который может быть основан только на естественнонаучном каркасе.
Опыт преподавания данной дисциплины автором на библиотечно-информацион-ном факультете Казанской государственной академии культуры и искусств (КГАКИ) позволяет сформулировать некоторые соображения методологического характера. Изложение курса, естественно, не должно пренебрегать известными дидактическими принципами, такими как постепенное усложнение излагаемого материала, базирование новых понятий на ранее усвоенных, связность излагаемого учебного материала и т.п. Следует сначала стремиться к усвоению основных понятий, терминов и определений, применяя яркие аналогии и наглядные естественнонаучные примеры, и лишь затем строить из них умозаключения, теории, гипотезы, которые в данной дисциплине зачастую являются в высшей степени абстрактными, поскольку базируются на междисциплинарных научных достижениях. Это относится особенно к выводам, основанным на достижениях физической науки. Сложно, например, понять теорию Большого взрыва и понятие сингулярности без знания атомистической теории, теории относительности и квантовой механики. Поэтому полезно иногда использовать при изложении материала метод “лупы”, когда при изложении какой-либо теории, детализируются ее отдельные компоненты и разъясняется терминология. Автору в большей степени импонирует исторический поход, поэтому он начинает изложение курса с истории возникновения и структуры Вселенной, рассмотрения гипотез ее будущего, далее переходит к возникновению жизни на Земле, возникновению и эволюции человекообразных, рассматривает особенности анатомии и физиологии живых организмов и человека, далее переходит к истории возникновения первых цивилизаций, возникновению зачатков естественных наук, переходит к истории естествознания в ракурсе вклада каждого временного этапа в современное состояние естественных наук, рассматривает междисциплинарные закономерности, актуальные направления исследований в современных естественных науках, вопросы методологии научных исследований в естественных науках, роль математики и технических средств исследований, далее рассматривает современную естественнонаучную картину мира и экологические проблемы, пути выживания человечества, место и роль в этом процессе естественных наук, политики, экономики, философии и религии.
Естественно, что не все темы курса одинаково интересны и доступны для понимания студентам. Проводимые автором исследования показали, что наибольший интерес у студентов библиотечно-информационного профиля вызывают проблемы возникновения, строения и будущего Вселенной; вопросы зарождения и будущего жизни на Земле; теории возникновения и эволюции человека; экологические и валеологические проблемы; вопросы анатомии, физиологии и психологии человека; проблемы биосферы и ноосферы; исторические аспекты ранних этапов развития естественных наук; методология научных исследований. Эти темы интересуют от 55% до 100% студентов. Остальные темы курса (освещающие историю физической и химической наук в XVIII–XX вв.; новейшие результаты исследований в физике микромира; проблемы замены ньютоно-картезианской парадигмы) вызывают интерес только у 30%–40% студентов, что, по-видимому, связано с трудностями усвоения сложного и абстрактного материала из области точных наук индивидуумами со склонностью к гуманитарным профессиям, т.е. с более развитым правым полушарием мозга. Автор делает вывод о необходимости более тщательной дидактической проработки и совершенствования методики преподавания данных тем специалистам библиотечно-информационного профиля.
Возможными направлениями решения данной проблемы могут быть:
·проведение коллоквиумов и семинаров по сложным проблемам, связанным прежде всего с основными достижениями современной физической и химической наук и их мировоззренческой интерпретацией, а также по методологическим научным достижениям междисциплинарного характера, таким, как глобальный эволюционизм, теория диссипативных систем, синергетика, замена научной парадигмы;
·создание и использование наглядных информационных материалов типа видеофильмов и компьютерных носителей (энциклопедий на компакт-дисках, информации из Интернет и т.п.) по сложным темам;
·увеличение объема контрольных и самостоятельных работ (рефератов) по упомянутым трудным темам;
·создание компъютерных обучающих и тестирующих систем с учетом интеллектуально-психологической специфики обучающегося контингента.