Российские ресурсы образовательной среды Интернет
Виртуальное образовательное пространство представляет собой динамичную саморазвивающуюся мегасистему разноуровневых, много– и межпредметных содержательных информационных полей взаимовлияний и взаимодействий участников образовательного процесса. Это пространство формируется на основе интеграции составляющих информационных образовательных пространств и, прежде всего, ресурсов, представленных самыми различными регионами, образовательными системами, различными звеньями подготовки и т.д.
Условно российские Интернет-ресурсы по образованию можно разделить на ресурсы, которые помещены:
·на сайтах, имеющих территориально-административную ведомственную принадлежность к образованию – всем его ступеням: начальному, среднему, среднему специальному профессиональному, вузовскому, системе дополнительного образования, непрерывного профессионального, библиотекам, музеям, учреждениям культуры как центрам самообразования,
·на сайтах конкретных издательств, специализирующихся на выпуске литературы по образованию, а также сайтах периодических изданий данного профиля,
·на сайтах любой организации, компании, учебного заведениях и ставящих задачу обучения пользователей конкретному учебному предмету, теме и располагающих соответствующие образовательные ресурсы т.д.
К первой категории относятся прежде всего ресурсы, расположенные на сервере Министерства образования России (http://www.informika.ru). Можно получить сведения о вузах России и Москвы, условиях поступления в университеты и др. учебные заведения, о системе общего среднего, начального и специального образования, системе дополнительного образования и т.д. на сервере Московского комитета по образованию (http://www.educom.ru) и др.
Информацию о зарубежных вузовских серверах можно получить по адресу:(http://www.mit.edu:8001/people/cdemello). Как правило, вузовские сайты включают информацию о факультетах, кафедрах и специализациях, персональные страницы преподавателей, аспирантов, студентов и т.д. Не является исключением в этом плане сайт кафедры виртуальных коммуникаций Московского государственного университета культуры и искусств, расположенный по адресу http://www.gpntb.ru. На нем представлены темпланы читаемых курсов, программы, списки публикаций ведущих педагогов с гипертекстовыми ссылками на некоторые полнотекстовые материалы, в том числе учебные пособия и монографии Новаторским моментом является открытие телеконференции, в которой могут поучаствовать студенты, специалисты и все желающие.
Отечественные вузы – на сайте Министерства образования России, персональных страницах вузов. При этом следует иметь ввиду, что очень часто сайты вузов не замыкаются предоставлением информации о своем университете, учебных планах, программах читаемых курсов, а помещают информацию широкого просветительского плана. Например, на сайте Казанского университета (http://www.ksu.ras.ru) представлена богатейшая информация о Татарии, ее столице, имеются электронные адреса государственных учреждений, НИИ, вузов, школ и т.д. На web-узле Петрозаводского университета, кроме развернутой информации о самом университете, можно найти сведения о Карелии, ее столице, о научных и учебных заведениях Северного региона, не имеющих еще своих страниц. Материалы о новгородской земле, прикладном искусстве, архитектуре древнего Новгорода, иконописи находятся на узле Новгородского университета им. Ярослава Мудрого (http://www.novsu.ac.ru/novgorod/novgorod.ru. html.). Информация об МГУ – (http://www.msu.ru).
Примеры образовательных ресурсов на сайтах периодических изданий (2 категория в вышеупомянутой классификации) данного профиля – электронный журнал “Курьер РАН и высшей школы” (http://www.free.net/ courier/ ENTRY.ru.html), дайджест “Вузовские вести”: (http://www.redline.ru/papers/ w/main.html) и др.
Типичным примером размещения образовательного ресурса на сайте, прямо не относящегося к образованию (3 категория нашей классификации), но выполняющего эту функцию, является размещение образовательного СD-ROM на сайте частной компании “Коминфо (Cominfo)”, учебного пособия по Интернет на сайте, например, некоммерческой организации “ProjectHarmony” (http://iatp.projectharmony.ru) и др.
Интернет сегодня является не только средством продвижения информации об образовании, но и становится университетом в широком смысле слова, учебной аудиторией, учеником и учителем. Примером могут служить виртуальная языковая школа шведской компании EE English First – мировой лидер по обучению иностранным языкам и культурному обмену, “Звуковая энциклопедия” (“Сонотека”–авторы французские специалисты), включающая лекции французских педагогов по языку, литературе, философии и др. дисциплинам, которые можно заказывать через Интернет. Одним из партнеров создателей “Сонотеки” является ВГБИЛ.
Практической реализацией идеи “Учебного Интернета” уже занимаются в России некоторые “продвинутые” школы, вузы. Например, дистанционная школа творчества открыта на Web-сервере Redline d165/redline.ru/school/webst1.html, в планах которой проведение эвристических олимпиад, школьных творческих проектов и других форм дистанционного обучения. Для централизации и облегчения взаимообмена между студентами и преподавателями в Сети создана и функционирует Globwide Network Academy (Глобальная Сетевая Академия), федерация учебных и исследовательских институтов. Большой интерес с этой точки зрения представляют раздел лабораторные исследования, помещенный на сайте http://www.ioco.ru
Информирование об Интернет-ресурсах по
образованию и для образования, а также умение их создавать и ими оперировать
– это те мощные средства в системе обучения, которые могут и уже меняют
образ мысли пользователей - обучаемых, способствуют развитию их творческих
способностей, разрушают территориальные-ведомственные границы учебных заведений,
учреждений культуры, превращая обучение в увлекательный процесс погружения
в мир знаний и открытий.