НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
Непрерывное библиотечное образование – систематическая целенаправленная деятельность, связанная с овладением и совершенствованием знаний, умений и навыков работы в библиотеке, учреждениях системы повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров, а также путем самообразования. Концепция непрерывного библиотечного образования признает учение нормальной и необходимой деятельностью специалиста во все периоды его работы. Подразумевает возможность и необходимость для всех библиотечных работников любого возраста обновлять, дополнять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру и развивать способности, получать специальность и совершенствоваться в ней, приобретать новую специальность. Система непрерывного библиотечного образования предполагает базовое библиотечное образование и дополнительное образование.
Базовое библиотечное образование (“высшее и среднее”) дает минимум обязательных фундаментальных знаний по основным научным и библиотечным дисциплинам. Главная его цель – привить культуру: общую, социальную, профессиональную. Это даст гарантии специалисту комфортно существовать на работе. Вуз, колледж, техникум дают профессиональные знания, необходимые, чтобы начать квалифицированную работу по специальности. Важная задача базового образования – привить будущему библиотекарю потребность в знаниях, научить учиться.
Дополнительное образование – это постоянная возможность совершенствоваться в том, что специалисту действительно нужно для профессионального роста. Система дополнительного образования включает переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров.
Переподготовка библиотечных кадров – это получение второго базового образования (для руководителей, к примеру, в области управления), Термин переподготовка специалистов библиотечного дела используется также в тех случаях, когда в библиотековедении или библиографоведении как в отраслях научных знаний или библиотечной практике возникают новые направления и их необходимо быстро обеспечивать кадрами с соответствующей подготовкой, а также при переводе сотрудников на новые должности или в другие отделы библиотеки.
Выработаны основные принципы непрерывного библиотечного образования: всеобщность (охватываются почти все штатные библиотекари, вне зависимости от стажа, образования, должности), непрерывность (предусматривающая совокупность мероприятий, систематически повторяющихся и обеспечивающих постоянный рост профессионального мастерства), дифференциация обучения (в зависимости от специализации и принадлежности к различным типам библиотек), многообразие форм и методов (в соответствии с типами библиотек, категории работников, стажем их работы, спецификой отдельных библиотечных процессов).
В современной системе библиотек сложились следующие направления повышения квалификации кадров: повышение общетеоретического уровня, расширение и углубление теоретико-прикладных знаний в области библиотековедения, библиографоведения, книговедения; функциональная специализация в области библиотечного дела, конкретных участков библиотечно-библиографической работы; изучение основ научной организации труда и управления; овладение средствами механизации и автоматизации библиотечно-библиографических процессов; приобретение и обновление знаний в области отдельных отраслей науки (в связи с содержанием фондов и специализированным обслуживанием различных категорий читателей и т.д.).
Среди проблем, которые предстоит решать
в новом тысячелетии, следует назвать: создание межведомственного центра,
координирующего работу учреждений – системы повышения квалификации и переподготовки
кадров на федеральном, региональном и местном уровнях; взаимосвязь учреждений
ПК с библиотеками-носителями инновационного опыта, с вузами культуры; планирование
системы повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом изменений
в профессиональных потребностях специалистов и их профессиональных характеристиках;
разработка шкалы оценок и определение степени освоения профессиональных
знаний, умений и навыков; научно-методическое обеспечение процесса обучения
слушателей, создание методических пособий с учетом основных целей самообразования,
формирование проблемно-ориентированной базы данных, содержащей библиографические,
фактографические сведения о результатах слежения за состоянием и тенденциями
развития библиотечно-библиографической деятельности и др.