О РАЗВИТИИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исключительно широкое распространение в мире получила подготовка библиотечных специалистов. В России такую подготовку ведут 30 высших учебных заведений по специальности 05.27.00 “Библиотековедение и библиография” и 66 училищ культуры, библиотечных техникумов и колледжей по специальности 05.17.00 “Библиотечное дело”.
Сложились профессиональные государственные стандарты, определяющие образование студентов на всех уровнях. При этом в прошлом основное внимание было обращено на подчинение всех учебных дисциплин библиотечно-библиографической деятельности. В последние годы в условиях интенсивного развития информатизации общества четко проявилась тенденция к расширению профиля специалиста библиотечно-библиографического дела, к овладению им широким спектром информационных ресурсов.
Библиотечные факультеты вузов переименованы в библиотечно-информационные. Переименование существенно сказывается на ориентации абитуриентов при их поступлении в вуз. Они планируют свою учебу и будущую профессиональную деятельность в широкой библиотечно-информационной сфере. Эта ориентация существенно сказалась в последние годы на профессиональном размещении выпускников: они идут работать не только в библиотеки, ни и в другие информационные учреждения – архивы, музеи, органы научно-технической информации и т.п.
Расширение профиля подготовки библиотечно-библиографических специалистов осуществляется двояко. Во-первых, усиливается информационная структура сложившихся традиционных библиотечно-библиографических дисциплин; во-вторых, существенно пересматривается перечень общепрофессиональных учебных дисциплин: их систему составили фундаментальные курсы (“Информатика”, “Социальные коммуникации”, “Документоведение”, “Прикладная математика”, “Аналитико-синтетическая обработка документов”), раскрывающие современный информационный мир и динамику его реализации и развития.
К сожалению, цикл общепрофессиональных дисциплин рассчитан в основном на общее ознакомление студентов с информационной системой. Представляется, что в новых условиях подготовки библиотечно-библиографических специалистов на библиотечно-информационных факультетах необходимо рассматривать общепрофессиональные дисциплины как специальные, дать в них теоретические и технологические процессы различных информационных служб на таком же уровне, на каком они подаются в цикле специальных библиотечно-библиографических дисциплин.
Целесообразно параллельно специальным дисциплинам (“Библиотечный фонд”, “Библиотечное обслуживание” и др.) в общепрофессиональный цикл ввести курсы “Документное фондоведение”, “Информационное обслуживание”. Формирование такой системы дисциплин позволит выявить общие и специфические тенденции развития различных информационных служб, технологии их деятельности на основе сравнительной характеристики.
Важно и то, что все библиотечные и другие информационные службы имеют много общего, единую четырехэлементную структуру, которая, как известно, дана Ю.Н. Столяровым для библиотек. В обобщенном виде для любой информационной службы ее можно представить так: “Документ – пользователь – работник информационной службы – материально-техническая база”. Полное раскрытие общих и специфических характеристик информационных служб в учебном процессе создает у студента широкое представлением о системе информационных ресурсов общества, вводит его в технологию деятельности конкретных информационных служб. Такой подход позволит выпускникам библиотечно-информационных факультетов успешно работать в этих службах, использовать в своей деятельности все их передовые технологии.
Именно единство структуры информационных
(в том числе библиотечных) служб, их специфические функциональные и технологические
характеристики дают основание рассматривать их как единую специальность
и готовить высококвалифицированные кадры широкого профиля. На мой взгляд,
целесообразно специальность “Библиотековедение и библиография” ныне именовать
“Библиотековедение и информационные ресурсы”.