ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
Название темы ставит перед нами такие вопросы:
1) информационные услуги и продукты - что это?
2) в чем состоит новизна информационных услуг и какими были “старые услуги”?
3) Каковы структура, квалификация кадров, имеющих возможность их вырабатывать для предоставления пользователям?
Первый вопрос требует, чтобы мы обратились в ту сферу человеческой деятельности, которая занимается предоставлением информационных услуг. Это документ информационной сферы, которая традиционно была представлена библиотеками, а в 60-ые гг. пополнилась органами НТИ, информационными центрами различного назначения. Именно в это время информационную сферу начали рассматривать как сектор экономики, признавать как информационную индустрию. Такая информационная сфера – самостоятельный вид социальной деятельности, которая имеет в своей структуре цель, объект, средства производства, предмет, результат.
На начальном этапе особенность этого производства была не очень заметна – использовались средства, заимствованные из области библиотечно-библиографической деятельности. Информационный аспект связывался с техническими возможностями компьютеров.
Новые услуги связаны с оперированием данными в информационных системах (ИС) – подключение к базам данных (БД), формирование поисковых стратегий, генерация исходных форм текстовой и табличной информации, формирование персональных БД, обучение пользователей работе с автоматизированными информационно-поисковыми системами (АИПС), информационно-поисковыми языками (ИПЯ), способам навигации в БД и т.п. Новизна состоит в том, что услуги связаны с обеспечением доступа и использования ИС.
В наше время мы наблюдаем комплексную интеграцию в ИС, БД, сетях, технических средствах различных видов “машинного интеллекта” – от дружественных интерфейсов пользователей до специальных экспертных систем (ЭС). Интеграция информационных технологий означает использование самых разнообразных методов и средств в рамках одной системы - лингвистических процессоров (для обработки полных текстов и автоматического перевода), текстового редактора, электронного издания, электронной почты, подключения к видеотекстовым системам.
Развитие информационных технологий вызвало расширение (диверсификацию) информационной деятельности, результатом которой стали отличные от документальной формы представления информации, не только бумажной, но и электронной. Доступ к мировому потенциалу знаний стал осуществляться через информационные сети.
Сущность информационной деятельности стала содержаться не в переработке информации документального потока, а в переработке информации, которая циркулирует в этих сетях. Как показала дальнейшая практика, широкое внедрение и быстрое усовершенствование электронной информации, техники на Западе не привело к преодолению информационного кризиса, к снижению доли необработанной информации и неиспользованной информации, а также дублирования научных исследований. Выявились социоинформационные и психоинформационные аспекты информационной деятельности (ИД):
·необходимость создания фильтров, которые бы ограничивали формирование и публикацию “псевдопервичных” источников НТИ (без ограничения свободы научного творчества);
·сокращение чрезмерного объема первичных документов, которые невозможно разместить в полнотекстовых БД или искать без индексирования или свертывания;
·обучение потенциальных потребителей НТИ;
·кадровое и материальное обеспечение быстрой интеграции АПИС в информационной сети.
Сказанное приводит к выводам, что посредники имеют потребность в новой информационной среде. Субъекты информационного сервиса скрывают в себе возможности для преодоления препятствий, связанных с неполным использованием информации и повышением эффективности использования информационных ресурсов.
Причины этого:
·невозможность обнаружить релевантную информацию в реальное время;
·языковые и семантические барьеры в случае получения информации;
·отсутствие заинтересованности в поиске и использовании информации;
·плохая осведомлённость о методах работы с информацией (низкая информационная грамотность);
·неумение пользоваться АИПС и тому подобное.
Кроме того, существует содержательный аспект информации: значение и содержание информации являются динамической областью, которая развивается.
Процесс информатизации не ведет к вырождению гуманитарно-библиотечного знания. Наоборот, специалисты-гуманитарии освобождаются от рутинных процедур. В новых условиях оно не может обходиться без знания основ информационных технологий, при этом не только на уровне “компьютерной грамотности”, а и на уровне глубокого понимания закономерностей социальных коммуникаций и социальных аспектов ИД с помощью современной техники. Тем не менее предметом их деятельности остается документ.
Подготовка библиотекарей, документалистов в условиях автоматизации библиотечного производства состоит в овладении ими и техникой, и технологиями в процессе решения задач управления библиотекой, в умении повысить уровень технического вооружения библиотечной технологии, обеспечить доступ к системам библиотечных ресурсов и информационных ресурсов общества.
Другие задачи возникают при подготовке информационных специалистов, которые имеют дело с информацией (содержанием данных, которые циркулируют в ИС). Учитывая существующий уровень, тенденции в области информационных технологий и современную информационную среду, следует ввести подготовку 3-х основных групп специалистов:
1) библиотечно-информационные специалисты (проектировщик, исследователь, эксплуатационник);
2) инженеры-когнитологи (или инженеры-проектировщики, инженеры-програм-мисты, инженеры-эксплуатационники систем знаний);
3) информационные менеджеры, которые занимаются организацией, управлением и интеграцией всех типов информационных систем и услуг для специфических категорий пользователей.
Содержательной основой их фундаментальной подготовки являются такие дисциплины, как информатика, теория АИПС, психология, эргономика, организация и управление, программное и техническое обеспечение АИПС.
Вместе с тем, рассматривая вопросы подготовки
кадров в новой информационной среде, мы должны помнить о важном влиянии
их на организацию рабочего места, его оборудование, структуру в тех учреждениях
или их подразделах, функции которых состоят в сборе, переработке, хранении
информации. Изменения, которые происходят в информационной среде, должны
быть отображены в профессиональной квалификации, структуре кадров и штатных
расписаний учреждений.