АБИТУРИЕНТ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ФАКУЛЬТЕТА
МГУКИ. КАКОВ ОН СЕГОДНЯ?
2000 г. продолжает свой бег по планете. Это год различных юбилеев. МГУКИ готовится торжественно отметить 70-ю годовщину со дни своего основания, а вместе с университетом готовится к юбилею и его старейший факультет – библиотечно-информационный. Ведь именно с него началось рождение Московского государственного библиотечного института, затем появились МГИК, МГУК, а ныне – МГУКИ.
За 70 лет подготовлен большой отряд высококвалифицированных специалистов библиотечного дела, которые работают в различных уголках нашей необъятной России, их можно встретить практически во многих странах СНГ и Балтии.
Профессорско-преподавательского состав и студенты продолжают сохранять и укреплять хорошие традиции, берущие начало с 1950 г.
Каков сегодня абитуриент библиотечно-информационного факультета дневного отделения, кто приходит учиться библиотечной профессии?
Как правило, деканат факультета так или иначе участвует в работе по приему нового набора на 1-ый курс. Это осуществляется через систему гимназий и лицеев гг. Химки и Москвы, которым выделяются конкурсные места (с ними заключены договоры), через факультет довузовской подготовки, а также в ходе работы приемной комиссии путем знакомства с контингентом абитуриентов.
Проанализирован контингент абитуриентов на специальность “библиотековедение и библиография” за последние три года. Брались такие параметры, как: образование, пол, регион проживания, включая страны СНГ, иностранный язык, который изучался ими. Выявлены некоторые тенденции, сложившиеся в последнее время, в частности, динамика проходного балла, конкурса, плана приема и др.
Анализ показал следующую картину. Так, например, в контингенте абитуриентов БИФ в основном преобладает женский пол, хотя в последние годы значительно возрос удельный вес лиц мужского пола. При зачислении в число студентов факультета эта тенденция тоже сохраняется.
Среди поступающих преобладают лица со средним общим образованием. Доля же лиц, имеющих среднее специальное библиотечное образование, незначительна. Так, в 1998 г. их поступало 2 чел., в 1999 г. – 7. Поступают также лица, закончившие СПТУ, средние учебные заведения.
Интересен параметр местожительства абитуриентов и будущих студентов. На первом месте стоят жители московского региона – Москвы и Московской области, остальную часть составляют жители других регионов России, примерно 25%.
Что касается поступающих из стран СНГ, то здесь наблюдается тенденция к снижению показателя. Если в 1998 г. из стран СНГ и Латвии поступило 10 чел., то в 1999 г. всего один. На факультете сегодня обучаются жители Украины, Армении, Казахстана и других стран.
Среди поступающих высок процент людей, изучающих английский язык, значительно меньше – немецкий и французский. При поступлении не все абитуриенты выдерживают экзамен по иностранному языку, особенно выпускники сельских школ. Сегодня не во всех общеобразовательных школах на должном уровне поставлено изучение иностранных языков, не везде есть преподаватели по этим дисциплинам. Но для библиотечной профессии знание иностранных языков крайне необходимо.
В последние годы наблюдается постоянное повышение конкурса на библиотечную специальность. Он доходит уже до 3 чел. на одно место. Отсюда высокий проходной балл при зачислении. В 1997–1999 гг. он в основном составлял 14 баллов, лица с 13 баллами зачислялись буквально единицами (в 1999 г. всего 7 чел. из 60 зачисленных на 1-ый курс).
Московский государственный университет культуры и искусств, а также его библиотечно-информационный факультет является ведущим в области библиотечно-информационного образования. В библиотеках России не очень высок процент сотрудников, имеющих высшее библиотечно-информационное образование. Необходимо использовать высокий научный потенциал профессорско-преподавательского состава университета и факультета. Здесь трудится уникальный профессорско-преподава-тельский состав – авторы учебников и учебных пособий, доктора и кандидаты наук, профессора и доценты. При МГУКИ работает УМО по культуре и Учебно-методический совет по библиотечно-информационному образованию и книговедению. Поэтому ни в коей мере нельзя допустить, чтобы план приема на факультет снижался.
Библиотечно-информационный факультет осуществляет
подготовку по интересным специализациям. Среди них такие, как: управление
в библиотечном деле, организация компьютерных коммуникаций, управление
в сфере библиотечной и внешкольной работы, книжно-издательская деятельность.
Планируется открытие еще одной специализации – библиотечно-информационное
обслуживание в области права, что позволит обеспечить кадрами многие областные
универсальные научные библиотеки, открывающие отделы правовой информации.
Тщательно изучаются и другие направления развития, связанные, в первую
очередь, с подготовкой специалистов, способных работать в компьютерной
информационной среде.