Сидорова И.В.

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Несмотря на огромный опыт подготовки специалистов, накопленный высшей школой в течение ее многовекового существования, многие характеристики существующей системы высшего образования нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Эта потребность диктуется объективными причинами. Во-первых, сущность обучения в вузе требует непрерывного совершенствования как содержания, так и формы учебного процесса. Без учета этой имманентной потребности невозможна подготовка кадров, отвечающих изменяющимся общественным потребностям. Во-вторых, возрастание себестоимости высшего образования требует использования новых, более эффективных в педагогическом и экономическом отношении способов обучения. В-третьих, компьютерная революция, происходящая в обществе, требует внедрения в учебный процесс новых информационных технологий. Упомянуты только некоторые из причин.

Одним из существенно важных направлений совершенствования работы высшей школы является компьютерное тестирование знаний студентов, которому, к сожалению, в отечественной теории и практике обучения пока не уделяется того внимания, какого оно заслуживает.

Не считая компьютерное тестирование панацеей от всех “болезней” вузовского образования рубежа тысячелетий, тем не менее следует отметить целый ряд его педагогических, организационных, экономических и прочих достоинств.

Во-первых, компьютерное тестирование открывает возможность объективного, систематического и подлинно индивидуального контроля знаний студентов, позволяя решать многие педагогические задачи, о которых при традиционной методике не может быть даже и речи. Так, например, оно позволяет иметь надежную обратную связь на всех этапах обучения, выявлять лидеров по признаку успеваемости, обнаруживать массовые и индивидуальные пробелы в знаниях, своевременно корректировать содержание и форму учебного процесса и т.д.

Во-вторых, оно более экономично, ибо чрезвычайно трудоемкий “ручной” процесс контроля перекладывается “на плечи” компьютеров.

В-третьих, оно отвечает императиву информатизации учебного процесса, без которой немыслимо дальнейшее существование высшей школы.

Наконец, оно соответствует тенденции перехода к дистанционному образованию, представляя собой средство “удаленного” контроля знаний. Как известно, уже в настоящее время в Интернет функционирует развитая подсистема дистанционного образования – Internet Education, насчитывающая несколько миллионов компьютер-хостов.

Недостаточное внимание к рассматриваемому педагогическому средству объясняется отнюдь не косностью профессорско-преподавательского состава, а гораздо более серьезными причинами.

Прежде всего, не решен вопрос об отношении к компьютерному тестированию. Как следствие этого, относительно него продолжают существовать две противоположные точки зрения. Согласно одной из них, компьютерное тестирование – это педагогическая “ересь”, согласно другой – это “вершина” педагогической мысли. Между тем требуется взвешенная позиция, принимающая во внимание как достоинства, так и недостатки рассматриваемого метода. Она заключается в том, что использование компьютерного тестирования не подвергает сомнению фундаментальное положение педагогики о ключевой роли педагога в учебно-воспитательном процессе. Компьютерное тестирование, однако, повышает его эффективность сравнительно с традиционным способами обучения.

Мешает внедрению компьютерного тестирования недостаточная методологическая разработанность его педагогических, психологических и социально-психологических аспектов. Серьезным препятствием является недостаточная обеспеченность вузов в аппаратном и программном отношениях. Не способствует успеху дела разобщенность усилий исследователей, работающих в этом направлении.

Мировой опыт показывает, что достоинства компьютерного тестирования существенно перевешивают его недостатки. Совершенно очевидно, что и в российской высшей школе оно должно занять то, место, которого уже давно заслуживает.
 
 

Hosted by uCoz