ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Принятое в отечественной науке и библиотечном образовании структурирование библиотековедческого знания (теоретическое, историческое, организационно-управленческое и методическое) служит основанием для формирования самостоятельных разделов или собственно научных дисциплин (история библиотечного дела, теория библиотечного обслуживания, организация и методика библиографической деятельности в библиотеке и т.п.). Представляется справедливым дополнить этот перечень технологическим блоком: он может иметь статус самостоятельной дисциплины (библиотечная технология, технология формирования библиотечного фонда, технология библиотечных продуктов и услуг и т.п.), войти в методический раздел или заменить последний (поскольку любая технология, включая библиотечную, предполагает характеристику методов деятельности, конкретизацию их на операционном уровне).
Факультет информационных технологий Кемеровской государственной академии культуры и искусств второе десятилетие реализует технологический подход к подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы. Это нашло выражение в номенклатуре специализаций, в структуре учебных планов, в содержании преподаваемых учебных дисциплин. Факультет в рамках специальностей “Информационные системы” и “Библиотековедение и библиография” ведет подготовку по специализациям: “Технология автоматизированной обработки информации”, “Технология информационного обеспечения”, “Технология формирования и эксплуатация информационных ресурсов”, “Технология формирования информационной культуры”.
Когнитивное значение технологического подхода к библиотеке как производителю информационных продуктов и услуг заключается в возможности применить теоретические положения и методический инструментарий производственной и социальной технологии к анализу библиотечной деятельности. Дидактический потенциал технологического подхода определяется самой природой технологического знания: его системностью, алгоритмическим характером, нормализующим значением, нацеленностью на воспроизводимый результат. Основные компоненты библиотечной технологии: документальная информация (как исходное сырье) и запросы (информационные потребности) пользователей; библиотечный персонал; библиотечные технологические процессы; зафиксированные в регламентирующих документах нормы, требования и рекомендации по их осуществлению; ресурсы и средства производства, информационные продукты и услуги (как конечный результат деятельности), организационно-функцио-нальная структура библиотеки как технологической системы – могут служить основанием структурирования курсов общепрофессиональной и специальной подготовки библиотечных специалистов.
Такой опыт построения курсов специальной подготовки и дисциплин специализации на факультете информационных технологий КемГАКИ дает неизменный дидактический эффект. Унифицированная структура технологической характеристики процессов библиотечной деятельности формирует у студентов устойчивую установку на усвоение любых информационных технологий. Отсутствие каких-либо элементов в их описании стимулирует самостоятельный учебный или научный поиск, сигнализирует о недостаточной технологической проработанности традиционных или инновационных для библиотеки процессов. Прикладной характер технологического знания упрощает процесс его трансформации в профессиональные умения и навыки. Дополненная знаниями методов и элементарными умениями технологического проектирования такая подготовка закладывает основы технологического менталитета будущих специалистов, формирует постоянную нацеленность на освоение новых (включая компьютерные) информационных технологий, обеспечивает возможность объективной оценки (и самооценки) профессиональной состоятельности и индивидуальных направлений приложения образовательных усилий.
В качестве гипотезы выскажем предположение о том, что компонентная структура библиотечной технологии может служить основанием дифференциации библиотековедческого знания как предмета преподавания. Уже сегодня существуют учебные дисциплины, которые номинально, а иногда и фактически характеризуют объекты и ресурсы библиотечной технологии (“Документоведение”, “Библиотечный фонд”), ее процессы (“Аналитико-синтетическая обработка документов”, “Библиотечное обслуживание”, “Библиографическая деятельность библиотеки”), обеспечивающие средства (“Технические средства библиотечно-библиографической деятельности”, в некоторых вузах культуры и искусства читаются курсы “Лингвистическое обеспечение библиотечной технологии”, “Программное обеспечение библиотечной технологии” и др.). Работу с библиотечным персоналом, организационно-функциональной структурой библиотеки весьма избирательно рассматривает “Библиотечный менеджмент”. Вместе с тем библиотечная профессиология давно претендует на статус самостоятельной учебной дисциплины. Пользователи библиотек как потребители информации (специфика и методы изучения информационных потребностей, технология приема и обработки запросов и т.п.) характеризуются в различных учебных курсах, что приводит к неизбежному дублированию материала, к фрагментарному, несистемному его изложению. В структуре профессиональной подготовки специалистов с высшим библиотечным образованием отсутствует также комплексный курс, который освещал бы современный ассортимент информационных продуктов и услуг библиотеки в разрезе потребительских свойств, качественных характеристик, технологии производства продуктов и услуг, не являющихся для библиотеки традиционными.
Современная практика опровергла распространенные в недавнем прошлом прогнозы о сближении функций массовых (ныне муниципальных) и универсальных научных библиотек. В деятельности публичных муниципальных библиотек досуговые и образовательные услуги не только не уступают место информационным, но и сохраняют свое социальное значение, развиваясь в плане ассортиментного и методического разнообразия. В этой ситуации не годится ремесленнический принцип интуитивного поведения обучения “по образцу”. Библиотечное образование должно активно осваивать этот ассортимент, используя достижения не только информационной, но и досуговой, педагогической, игровой и других социальных технологий.
Таким образом, технологический подход как
методология научного осмысления библиотеки, механизмов ее функционирования
и развития обладает значительным объяснительным, описательным, прогностическим
и дидактическим потенциалом.