ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА “ШКОЛА РУДОМИНО” ВГБИЛ
ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО ОПЫТА В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫМ ДЕЛОМ СРЕДИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕК РОССИИ И СТРАН СНГ
Экономические, социальные и политические перемены, происходящие в России и странах СНГ в последнее десятилетие, не могли не сказаться на положении библиотеки в обществе. Изменилась роль библиотеки, изменились приоритеты ее работы. И сама модель взаимоотношения библиотеки с государством и обществом, стратегия ее существования и развития неизбежно меняется. Это означает, что библиотека как государственное учреждение уже не может существовать только на выделяемые им средства и должна употребить полученную долю самостоятельности на разработку и осуществление собственной стратегии развития в современном обществе. Ведущие российские библиотеки, во главе которых стоят талантливые руководители, поддерживаемые сплоченной, высокопрофессиональной командой, активно включились в эту работу и достигли положительных результатов в модернизации своих библиотек. Основные методы их стратегии заключаются в следующем:
·ориентация на информационные потребности общества;
·модернизация работы библиотеки в целях усовершенствования информационного обслуживания читателей;
·развитие взаимовыгодных отношений с партнерами, нуждающимися в услугах библиотеки;
·привлечение финансовых средств спонсоров, а также российских и зарубежных благотворительных фондов, которые финансируют проекты в области культуры в России и странах СНГ.
К сожалению, упомянутые библиотеки являются счастливым исключением среди множества библиотек России и СНГ, которые за прошедшее время не смогли приспособиться к изменившимся обстоятельствам. Главная проблема – отсутствие навыков управления в новых условиях, отсутствие информации об открывающихся возможностях и обмена опытом с коллегами в других регионах.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию Центр повышения квалификации “Школа Рудомино” ВГБИЛ предоставляет российским библиотекарям информацию по вопросам современного управления библиотеками: управление персоналом, управление проектами, стратегическое планирование, привлечение внебюджетных средств. С этой целью для руководителей библиотек проводятся 3-х дневные тренинг–семинары в регионах по теме “Управление библиотекой в условиях перемен”, а также ознакомительные стажировки в ведущих библиотеках Москвы и Подмосковья.
Методика организации стажировок. Основные этапы:
·отбор участников;
·подготовка программы;
·характеристика библиотек;
·тематический подбор занятий со специалистами ВГБИЛ;
·обратная связь, изучение результатов стажировки с помощью анкетного опроса участников.
Согласно данным анкетных опросов, проводимых среди групп российских специалистов, представителей библиотек Литвы, Республик Киргизстан, Таджикистан, наибольший интерес участников вызывают:
1. Документы Министерства культуры, регламентирующие деятельность библиотек; документы, разработанные библиотеками в поддержку своих нововведений, реорганизации отделов; перечни и прейскуранты платных услуг и т.д.
2. Вопросы автоматизации библиотечных процессов.
3. Вопросы комплектования фондов и подписки.
4. Введение новых форм информационного обслуживания пользователей, например, организация Центров социальной, деловой, правовой информации, курсов изучения иностранных языков.
В ходе стажировки руководители библиотек
получают ответы на эти вопросы, получают консультации по многим другим
вопросам из области управления. Таким образом, в процесс активного управления
и модернизации работы библиотек вовлекается все больше библиотек регионов
Российской Федерации и Ближнего зарубежья.