РОЛЬ БРИТАНСКОЙ АССОЦИАЦИЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ В ОБУЧЕНИИ
Британская библиотечная ассоциация была создана в 1877 г. В настоящее время в ее состав входят 25 тыс. коллективных и индивидуальных членов. Она всегда уделяла и уделяет серьезное внимание подготовке, повышению квалификации и аккредитации своих членов.
Ассоциация в соответствии с Королевской хартией ведет профессиональный реестр аккредитованных членов. Он открыт в первую очередь для дипломированных специалистов, закончивших курс обучения, признанный ассоциацией. В дополнение к академическим квалификациям от кандидатов в профессиональный реестр требуется, чтобы они прошли профессиональную практику и представили письменное заключение о своем практическом обучении и совершенствовании. Но отдельные лица, получившие степень благодаря практическому опыту или продвижению по служебной лестнице, могут выдвигать персональный отчет о достижениях для аккредитации. Любой индивидуум, имеющий принятую квалификацию, может надеяться на аккредитацию и включение в профессиональный реестр.
Цель аккредитации в Великобритании состоит в том, чтобы идентифицировать учебные планы, которые обеспечивают соответствующее академическое обучение для людей, желающих сделать профессиональную карьеру в области библиотечного дела и информационной работы. Закончивший аккредитованный курс кандидат в профессиональный реестр ассоциации получает диплом через год после окончания.
Члены Ассоциации заняты в различных областях деятельности. Вот некоторые из них: библиотекари, ученые в области информационных наук, информационные работники, библиотековеды, преподаватели библиотечно-информационных дисциплин, библиотекари-методисты, архивисты, информационные менеджеры, информационные консультанты, эксперты консультационных центров, менеджеры информационно-библиотечных услуг, менеджеры специальных служб, организаторы баз данных, координаторы служб местных органов власти, библиографы, каталогизаторы, главные редакторы.
К учебным планам, представляемым для аккредитации, предъявляются определенные требования. Так, в заявку должны входить перечень предметов учебного плана, его цели, формы и методы обучения, краткая информация о необходимых условиях для проведения этого курса, тематические планы по предметам и различным темам курса или модульная структура.
Ассоциация не имеет заранее утвержденного списка предметов, которые должны быть включены в аккредитованные учебные планы. Этим занимается Комиссия профессиональных знаний. Представленные учебные планы должны дать студентам знания и навыки, необходимые в текущей и будущей профессиональной практике.
Учебные планы, представленные ассоциации для аккредитации, должны быть на уровне высшего научного образования. В процессе оценки учебного плана комиссия обращает больше внимания на соответствие современному развитию практики библиотечного дела и информационной работы, чем на поднятые академические проблемы.
Комиссия определила пять предметов, по которым будут оцениваться любые учебные планы, предлагаемые для аккредитации. Структура курса составляется таким образом, чтобы студенты могли применить эти знания в контексте библиотечно-информационного обслуживания:
1. Развитие аналитических и управленческих навыков.
Примеры основных элементов: организационные модели; анализ и решение проблемы; маркетинг; человеческая мотивация и поведение; анализ информации; профессионализм и кодексы профессионального поведения; финансовое управление и составление бюджета.
Примеры необязательных элементов: управление персоналом; планирование развития; методика принятия решений.
2. Понимание информационных потребностей общества.
Примеры основных элементов: свобода информации и цензура; мультикультурность; равные возможности и демократические методы; возможности информационной экономики; авторское право и интеллектуальная собственность.
Примеры необязательных элементов: информационные потребности различных групп общества; информация как товар; доступ к информации в развивающихся странах.
3. Знание ролей, функций и ценности библиотечно-информационных услуг.
Примеры основных элементов: национальные и международные информационные системы; законодательство и его действие.
Примеры необязательных элементов: детальное изучение услуг для определенных групп; отдых; досуг и искусство; специальная литература; сотрудничество и координация услуг
4. Понимание приобретения, производства, организации и распространения информации.
Примеры основных элементов: источники и библиографический контроль; отбор, управление и сохранность документов; использование информационных технологий; он-лайновые системы и услуги; индексация, классификация и каталогизация; оценка и реструктуризация информации; проектирование баз данных; выбор соответствующих систем и услуг.
Примеры необязательных элементов: издательское дело; продвинутые информационные системы, гипертексты и т.д.
5. Понимание релевантности и компетентности практических навыков.
Примеры основных элементов: методология исследования; коммуникационные навыки; статистические методы; основные математические функции; обработка текстовой информации и крупноформатные таблицы; пилотажные социологические исследования.
Примеры необязательных элементов: европейские и другие языки; создание мультимедийных продуктов.
Ввиду широкого диапазона навыков и опыта, необходимых для эффективного обеспечения информации и эффективного управления библиотечными и информационными услугами, ассоциация не стремится устанавливать точные требования к содержанию курса. Учебные планы, представленные Ассоциации, должны обеспечить студентов соответствующими знаниями и навыками, которые позволят освоить профессию. Представленные курсы по своему характеру могут быть общими или специализированными.
Любой учебный план, представленный комиссии по аккредитации в первый раз, получит аккредитацию только после того, как будут обсуждены его содержание и профессиональное соответствие контрольной группой по аккредитации и сделан аккредитационный визит. Посещение включает следующие элементы: встречи с руководством учреждения, с бухгалтером, деканом, студентами факультета и др.
Аккредитационная комиссия должна быть уверена, что данное учреждение обеспечит соответствующие условия обучения для любого одобренного курса. Подтверждения этому будут разыскиваться как в ходе аккредитационного визита, так и в процессе изучения документации, представленной комиссии. Анализ будет включать проверку библиотеки, центра вычислительно-информационных технологий и его возможностей для предоставления аудиовизуальных услуг. Посещение библиотеки и ознакомление с другими ресурсами обучения являются необходимой частью аккредитационного визита.
При оценке библиотеки комиссия рассмотрит вклад библиотеки в обеспечение обучения, оказываемые ею услуги и место расположения. Будет уделяться внимание фонду библиотеки, наличию в нем необходимой литературы и участию штата библиотеки в обучении, а также гарантии того, что необходимые ресурсы будут выделены. Должны быть учтены потребности студентов и преподавателей.
Комиссия по проверке аккредитации уделяет внимание адекватности компьютерной поддержки аккредитованных курсов. Это включает доступ к ЭВМ, наличие соответствующих обучающих программ, средств обработки текстов и квалификации технического штата для поддержки процесса обучения.
Особое внимание уделяет комиссия изучению потребностей студентов-заочников в доступе к обучающим ресурсам.
По окончании аккредитационного визита представители комиссии обычно сообщают учреждению итоги проверки, а затем комиссия присылает официальный документ об аккредитации.
При любых существенных изменениях в содержании или структуре учебного плана, организационных или ресурсных переменах учреждение должно уведомить комиссию по аккредитации. При выполнении всех условий обычно аккредитация действительна в течение максимально пяти лет. В некоторых случаях комиссия может вынести решение о более коротком периоде аккредитации, в конце которого комиссия будет действовать в соответствии с ситуацией.
Комиссия полностью понимает, что в высшем образовании очень быстро происходят изменения и стремится гарантировать быструю переаккредитацию. Обычно курс пересматривают каждые пять лет, но в дополнение к этому комиссия стремится установить постоянный взаимовыгодный контакт. Это могут быть: короткие визиты одного или двух членов комиссии, члена отдела профессиональной квалификации для обсуждения предложенных изменений курса, встречи с руководителями курса, другими представителями библиотечной ассоциации, ознакомительные визиты главы отдела по профессиональной квалификации с целью помочь комиссии в оценке роли изменений.
Как видим, библиотечно-информационное образование Великобритании накопило огромный опыт в области аккредитации, который можно использовать для совершенствования деятельности факультета библиотечно-информационных систем Белорусского университета культуры.