СИСТЕМНЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРЕПОДАВАНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
В содержании библиотечно-библиографического труда увеличивается осознание важности деятельности в области информации и культуры. В информационной области во главу угла поставлена проблема компьютеризации и автоматизации библиотечных процессов. К сожалению, квалификация наших специалистов не содержит те основные знания и навыки, которые определяют дальнейшее развитие и существование библиотечного дела. Причем работникам библиотек предстоит освоить в кратчайшие сроки не только новые информационные технологии, но и приобрести серьезные знания социокультурного характера. Такая установка вызвана тем, что в условиях информатизации общества изменяются содержательный, деятельностно-целевой аспекты труда библиотечно-библиографических кадров. Требуется знание объективных информационных потребностей потенциальных пользователей библиотек, анализ системы их удовлетворения. Эти факторы позволят открыть новые возможности для организации системы библиотечно-библиографической деятельности, для удовлетворения культурно-эстетических потребностей людей, живущих в демократическом, культурном, информационно-открытом обществе.
Для решения поставленных задач необходимо провести определенные изменения в преподавании целого ряда библиотечно-библиографических дисциплин, в том числе художественно-эстетического профиля.
Целесообразно создать комплексный учебный курс, рассчитанный на студентов-специалистов гуманитарной сферы библиотечно-информационного факультета МГУКИ, расширяющий знания в области художественной культуры. Такая дисциплина, как “ИПС художественно-эстетического комплекса” обеспечит студентов теоретическими знаниями и практическими навыками библиографирования и формирования отраслевой информационной среды, пропаганды публикаций произведений художественной литературы и искусства, позволит на профессиональном уровне работать со всеми группами потребителей информации.
Специфика курса “ИПС художественно-эстетического комплекса” заключается в объекте информационно-библиографической деятельности. Сфера художественной культуры представляет собой многоплановую деятельность в различных видах искусства (пространственные, временные, пространственно-временные искусства). Необходимо учитывать характерные особенности деятельности в области управления, практики, науки, образования и самообразования. Причем каждый из названных уровней предполагает использование разнообразных первичных документов. Это всевозможные типы и виды литературоведческих и искусствоведческих материалов, а также собственно произведения искусства: издания произведений художественной литературы, изопродукция, нотные записи, аудио, видеоматериалы и пр.
На основе конкретного вида деятельности в социокультурной сфере формируется свой состав потребителей первичной и вторичной документальной информации. Специалисты и неспециалисты (широкая читательская аудитория) в сфере художественной культуры формируют сложную типологическую модель общественных потребностей в рекомендательной (популярной) и научно-вспомогательной библиографической информации.
В основе отраслевой библиографической деятельности лежат потребности, которые должны максимально полно удовлетворяться, а это возможно при наличии системы пособий, органов информации, отвечающих за их выпуск; методических центров; полиграфической базы; сети рекламных агентств; маркетинговых центров и т.д.
Особый характер объекта библиографирования (художественная культура как многоплановое явление), растущие потребности в улучшении информирования различных групп населения требуют более глубокого освоения соответствующего учебного курса студентами гуманитарного профиля. В современных условиях гуманитаризации общества учебные планы данной специализации должны быть более основательно дополнены дисциплинами художественно-эстетического профиля; следует ввести курсы рекламы (теории и истории), информационного обеспечения маркетинговой деятельности. В рамках этой специализации возможна также подготовка квалифицированных кадров по связям с общественностью.
Таким образом, библиографические дисциплины
художественно-эстетического комплекса являются связующим звеном в преподавании
разнообразных социокультурных курсов и в подготовке специалистов гуманитарного
профиля.