Федорова Е.М. 
БИБЛИОТЕКА В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.

        В Республике Беларусь имеется хорошо сформированная система эстетического образования и воспитания подрастающего поколения. Она включает в себя разветвленную сеть учебных, внешкольных и культурно-просветительных учреждений. Юношество свои эстетические потребности может удовлетворить в 4797 внешкольных учреждениях культуры. Это 272 центра детского творчества, 11 парков, 3154 летних оздоровительных лагеря, 525 детских музыкальных, художественных и хореографических школ и школ искусств, 271 детская библиотека, 487 спортивных детско-юношеских школ, 76 детских внешкольных учреждений. Кроме того, в Беларуси имеется 5229 публичных библиотек, которые предоставляют свои фонды юным читателям, 156 музеев, 4674 клубных учреждения, 26 театров, 13 концертных залов, 2 цирка. 
Ведущую роль в эстетическом воспитании играет общеобразовательная школа, где закладывается его фундамент в процессе преподавания предметов художественного цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства. Именно в школе эстетическое воспитание осуществляется как единый процесс.
        Дальнейшее более углубленное развитие эстетического воспитания подростков продолжается во внешкольных учреждениях: музыкальных и художественных школах, хоровых студиях, детских библиотеках, театрах, кинотеатрах, Домах культуры, пионерских лагерях и т.д. 
Там ребят вовлекают в коллективное творчество, тем самым способствуют развитию эстетической активности подростков, а также создают все условия для самостоятельной творческой работы каждому воспитаннику в соответствии с его склонностями и задатками. Отсутствие строгой возрастной регламентации в кружковой и массовой работе обогащает нравственно-эстетический опыт коллективной жизни подростков.
Одним из звеньев культуры является библиотека, а удовлетворение эстетических потребностей – традиционное направление ее работы. Существенная особенность эстетического воспитания в библиотеке состоит в том, что оно происходит в условиях приобщения к книге, формирует любовь к чтению, развивает любознательность, творческую инициативу, учит вдумчиво относиться к содержанию. Библиотека дает возможность активного, свободного общения с различными видами искусства. В соответствии со своими личными интересами читателю предоставляется возможность выбора литературы. Велика роль оформления библиотек и культура обслуживания читателей. Библиотека, ее интерьер, выставки, стеллажи, манера общения библиотекаря – все это оказывает влияние на формирование эстетического вкуса юного читателя. 
        Библиотеки тесно сотрудничают с другими звеньями системы эстетического воспитания. Так, например, детский филиал им. Я. Мавра областной библиотеки им. А.С. Пушкина, в зоне обслуживания которой СШ № 19, 23, 64, 91, за каждой школой закрепил своего сотрудника. В школах вывешиваются объявления о перерегистрации читателей, мероприятиях, от каждого класса работают связные, проводятся экскурсии в библиотеку. ЦДБ г. Минска ведет совместную работу с издательством «Юнацтва». Каждый месяц в библиотеке проводится презентация книг, приглашаются писатели, поэты, редакторы, которые принимают участие в издании книги.
Работа по взаимодействию с учреждениями системы эстетического воспитания, при всем разнообразии их форм, может быть сгруппирована по трем основным направлениям: оказание помощи в подборе материалов, т.е. информационное обеспечение деятельности всех звеньев системы; непосредственное участие в их деятельности; использование их возможностей для целенаправленной пропаганды литературы, искусства и самой библиотеки. Например, для изучения школьной программы по литературе, истории, изобразительному искусству и музыке на базе библиотеки могут быть организованы факультативы и лектории. Совместно с творческими союзами организовываются встречи с композиторами, писателями, музыкантами, которые рассказывают юным читателям о своем творчестве.
        Для успешного решения задачи эстетического воспитания подростков требуются скоординированные действия школы, библиотеки, внешкольных учреждений культуры и других общественных организаций. Проводимый в свое время эксперимент по внедрению эстетического всеобуча учащихся в целях улучшения сложившейся системы художественного образования и эстетического воспитания детей дал значительные результаты. Преподаватели детских музыкальных школ, библиотекари, работники музеев, Дома пионеров объединились в стремлении донести до ребят материал об искусстве, помочь им разглядеть красоту родного края. Ими была разработана система домашних заданий, которые обеспечивали непрерывный процесс эстетического обучения. Такая работа должна вестись постоянно, чтобы общество получило гармонично развитую личность, способную активно участвовать в его жизнедеятельности.
Hosted by uCoz