СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ
В СИСТЕМЕ “ШКОЛА-ВУЗ” НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Переход общеобразовательной школы к дифференцированному профильному обучению, закрепление позиций в данной области послужили импульсом для дальнейшего развития и совершенствования системы начальной библиотечной профессионализации в условиях общеобразовательной школы. Это, в частности, обусловило появление различных программ обучения библиотечной культуре, создание моделей библиотечно-информационной подготовки.
Концепция школьного курса “Основы библиотечно-информационной и книжной культуры” окончательно не сложилась. Такая дисциплина не является обязательной и преподается не во всех школах, а лишь в школах (гимназиях, лицеях) с библиотечным уклоном. Данный курс должен обеспечивать не только общее развитие информационной культуры личности, нести познавательный заряд, но и способствовать профессиональному развитию. Учащихся необходимо научить не просто правильно читать и выбирать литературу, пользоваться библиотекой, но и помочь овладеть умениями и навыками библиотечного труда, получив начальную ориентацию на библиотечную профессию. Для этой цели требуется создание специальной унифицированной программы курса “Основы библиотечно-информационной и книжной культуры”, включающей такие разделы, как: “История книги и письменности”, “Книга – основной документ библиотечного фонда. Искусство книги”, “Библиотечно-библиографическая работа библиотеки”, “Самостоятельная работа с книгой. Культура чтения”, “Краеведческая работа библиотеки”, “Библиотечная профессиология”.
Таким образом, специальная библиотечно-информационная подготовка старшеклассников должна включать следующие основные базовые структурно- содержательные компоненты:
·история книги и письменности с древнейших времен до наших дней;
·характеристика книги как основного документа библиотечного фонда;
·искусство оформления книги;
·самостоятельная работа с книгой, культура чтения;
·современная библиотечно-информационная система России;
·характеристика библиотеки, ее подразделений и отделов;
·справочно-библиографический аппарат библиотеки;
·библиотечные каталоги и картотеки: значение, определение и виды;
·библиотечный фонд, его формирование;
·понятие о библиотечно-библиографической классификации;
·библиотечно-библиографическая работа;
·библиотечное обслуживание читателей: формы и методы, учетно-технологические документы;
·проблемы библиотечного общения;
·основы библиографии;
·работа с библиографическими пособиями и указателями, справочными изданиями;
· краеведческая работа в библиотеке; библиотечная профессия (профессиология).
Структурно-содержательные компоненты обучения могут и должны постоянно совершенствоваться, мобильно дополняться путем углубления и расширения тематического разнообразия, варьироваться в зависимости от изменений, происходящих в окружающем информационном поле, но с учетом возможностей конкретной образовательной структуры. Однако при этом важно соблюдать требования преемственности и систематичности.
В процессе профильного библиотечно-информационного обучения старшеклассники должны получить основные навыки работы с книгой, ее справочным аппаратом, внешними и внутренними элементами, иллюстрациями и пр., научиться работать в библиотеке (пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, каталогами, картотеками, библиографической записью, справочными изданиями, библиографическими пособиями и указателями, библиотечным фондом), а также приобрести знания, умения и навыки собственно библиотечного труда: технически обрабатывать литературу, вести поиск изданий и расставлять литературу в фонде, формировать и моделировать библиотечный фонд, делать записи в инвентарной книге, составлять библиографическое описание документа, оформлять библиографическую запись, расставлять каталожные карточки, вести библиотечные картотеки, работать с алфавитным и систематическим каталогами , осуществлять поиск информации по каталогу, работать со справочными изданиями, библиографическими пособиями и указателями с целью нахождения информации для выполнения запросов читателей, обслуживать читателей на абонементе и в читальном зале библиотеки, оформлять книжные выставки, заполнять учетно-технологические документы, работать с краеведческим фондом библиотеки, использовать в своей работе ПЭВМ.
Необходимо особо подчеркнуть, что система библиотечно-информационной подготовки старшеклассников должна содержать в своей структуре не только компоненты, нацеливающие на формирование информационной культуры личности, но и прививать умения и навыки библиотечного труда, ориентировать на библиотечную профессию, помогать адаптироваться в ней, т.е. способствовать ранней профессионализации старшеклассника. Для успешного функционирования такой системы необходимо создание соответствующих условий. Поскольку концепция школьного курса “Основы библиотечно-информационной, книжной культуры” еще окончательно не сложилась, а единых подходов в библиотечно-информационном обучении старшеклассников нет, необходимо обоснование оптимальных вариантов модели библиотечно-информацион-ного обучения в условиях общеобразовательной школы. Итоговым результатом данного процесса может стать подготовка профессиограммы выпускника школы (гимназии, лицея) с библиотечно-информационным профилем.