Бабикир З.Ю.
|
|
Республика Чад – государство на севере центральной Африки. Площадь 1284 тыс. кв. км. Население 7 млн. человек. Столица – г. Нджамена. Одной из основных задач школьных библиотек страны является привитие интереса к чтению. Для эффективного библиотечного обслуживания школьная библиотека должна иметь в своем штате квалифицированного библиотекаря, обладающего одновременно и навыками преподавательской работы, поскольку обучение правильному использованию библиотечных фондов играет особо большую роль в эффективности учебного процесса. Наряду с другими функциями она должна оказывать ученикам содействие в развитии навыков чтения, привычек к чтению, методики самостоятельной работы над книгой. Это особенно важно для Чада, где чтение пока распространено далеко не везде. В течение всего школьного дня, а также в период до школьных занятий и после них библиотеки открыты для самостоятельной работы, развлекательного чтения, просмотра телепередач. В библиотеках стремятся создавать доброжелательную атмосферу. Если библиотекари не могут удовлетворить читательский запрос с помощью своего фонда, то они обращаются к публичным библиотекам, музеям, межбиблиотечному обмену и любой другой информационной сети, доступной школе. Важное значение для развития библиотечного обслуживания школьников имеет использование зарубежного опыта. Ценный материал в этом отношении дал семинар (1994) «Детская библиотека в Германии и России: Обмен опытом». В докладе Б. Данкерт были обозначены проблемы в современной Германии, проанализированы стоящие перед библиотекарями проблемы. Несмотря на «сверхопекаемое детство» у детей в Германии свои проблемы: неполные семьи, разводы родителей и др. Проблема поликультурного образования детей решается в процессе знакомства их с культурами соседних и других стран, обычаями и традициями разных народов. С различной степенью остроты они стоят и в Республике. Большой интерес для африканского государства национальная политика в области чтения детского чтения, проводимая в течение ряда лет во Франции. С 1989 г. ежегодно проводится «Праздник чтения» для всех французов. В рамках этого общенационального мероприятия осуществляются тысячи мероприятий по всей стране. В 1991 г. «Поезд сказок» для детей в течение месяца путешествовал по Франции. Заслуживают внимания инновации, имеющие место в США. Школьные библиотеки страны являются «обучающими лабораториями», предназначенными для индивидуальной и классной работы, изучения, удовлетворения интересов и потребностей учащихся всех возрастов и с разными информационными потребностями. Новаторский подход заключается, в частности, в освоении «новых территорий» – выходе «за стены библиотеки», в союзе с городскими организациями и ассоциациями, деятельность которых связана с социальной защитой населения, и т.п. Особое внимание уделяется работе с детьми из семей, неблагополучных в культурном отношении. Поучителен опыт автоматизации детских библиотек, превращаемых в мультимедийные центры информации. Для Республики весьма полезен опыт развивающихся стран Африки, например Судана, Нигерии, Сенегала, ЮАР, Камеруна. Особенно значим для Чада опыт библиотечного строительства в России. Он красноречиво свидетельствует о том, что если государство оказывает библиотекам должное внимание, то даже при наличии ограниченных материальных ресурсов, как это было в первые годы Советской власти и после Второй мировой войны, библиотеки могут не только создаваться, но и успешно развиваться. Добиться активной помощи библиотекам со стороны государства можно лишь при условии включения планов библиотечного строительства в общегосударственный план развития страны. Это особенно учитывать, так как в странах «третьего мира» первые планы библиотечного строительства зачастую не связывались с планированием образования, научного и социально-экономического развития страны. Детское чтение самым существенным образом зависит от влияния школьной библиотеки. Поэтому так важно их развитие. Несмотря на то, что школьные библиотеки Чада находятся в довольно трудных условиях из-за отсутствия соответствующих законодательных актов, нехватки финансов, слабости материально-технической базы, а зачастую и равнодушия со стороны школьного руководства и местных органов власти, библиотекари используют все имеющиеся средства для улучшения качества библиотечного обслуживания. Одним из таких средств является и передовой зарубежный опыт. |