СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ “БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД”
В АНГЛИЙСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ БИБЛИОТЕЧНЫХ ШКОЛАХ
“Библиотечный фонд” – учебная дисциплина, которая в обязательном порядке изучается на всех библиотечных факультетах. В целях улучшения содержания курса и повышения эффективности его преподавания целесообразно рассмотреть зарубежный опыт.
В разные периоды отечественные библиотековеды К.И. Абрамов, Р.С. Гиляревский, В.В. Серов, В.В. Скворцов, Ю.Н. Столяров анализировали состояние высшего библиотечного образования. Однако никто специально не сравнивал состояние курсов типа “Библиотечный фонд” в разных странах.
Ученые планы библиотечных школ в США и Великобритании организованы по принципу обязательности и избирательности. В Великобритании обязательная часть учебной программы Библиотечной ассоциации включает в себя 4 цикла:
Особо стоит отметить курс “Организация и управление библиотечным делом”, имеющийся в учебных программах США и Великобритании. В этот курс входят вопросы формирования фондов библиотек: комплектование, организация и сохранность. Основное внимание уделяется технологическому циклу формирования фонда библиотеки. В США постоянно изменяют содержание и структуру курса “Организация и управление библиотечным делом”. Для американцев главное подготовить профессионального менеджера, который знал бы источники комплектования и систему организации фондов в библиотеке, а также владел основами библиотековедения и информатики.
Следующий обязательный предмет в англо-американских учебных заведениях – “Организация знаний в библиотеке”. В англо-американской практике библиотечные фонды – часть курса “Организация и управление библиотечным делом”. В некоторых библиотечных школах США вопросы формирования фондов из курса “Управление библиотечным делом” выделяются в курс “Текущие вопросы техники библиотечной работы”.
Библиотековеды Великобритании также рассматривают процесс формирования фондов как вопрос техники. В 1925 г. английский библиотековед Л. Макколвин издал учебник “Теория формирования фондов публичных библиотек”. Сам учебник не содержал теории, хотя главным постулатом его было: “... Следует осознать, что первейшая задача библиотеки – удовлетворять запросы читателей и не брать на себя формирование читательского интереса”. Сведение вопросов формирования библиотечных фондов до уровня технологии является контрастом в сравнении с научными основами, на которых строится формирования библиотечных фондов в нашей стране.
Библиотечное образование в США и Великобритании
сильно отличаются от отечественной системы подготовки библиотечных кадров.
Самостоятельного курса “Библиотечный фонд” за рубежом нет, хотя для каждой
страны имеется своя специфика изучения технологического цикла формирования
библиотечного фонда.