МЕДИАТИЗАЦИЯ “ЛЯГУШКИ” И ВОСПИТАНИЕ “ПРИНЦА”
Многообразие явлений окружающего мира и связей между ними требует адекватной вариативности ментальных структур, имеющих образную природу. Поэтому чем более комплексным, т.е. медиатизированным будет информационное воздействие, тем больший эффект оно сулит коммуникантам в воздействии на информационно-ментальные структуры друг друга. В то же время приоритет внимания производителя и потребителя информационного продукта к форме в ущерб содержанию порождает клипообразное мышление. Культурная экспансия, утрата интереса к традиционной культуре, усиление миграции становятся питательной средой для маргинализации большинства населения России. Система университетского образования должна стать неприступным бастионом на пути этой опасности, последствия которой осознаются явно недостаточно.
Системность педагогического процесса предполагает единство содержания, форм, методов, средств преподавания и обучения. Если для совершенствования содержания учебного материала важнейшими задачами являются его систематизация, актуализация и проблематизация, для развития форм – активизация обучения, для методики – индивидуализация и автоматизация, то для совершенствования педагогических средств важнейшим сегодня признается визуализация. Мы также рассматриваем визуализацию учебного материала в качестве важной составляющей современной глобальной культурной тенденции – медиатизации культуры и, в частности, образования. Но в “лесу” надо видеть и “деревья”.
Упрощенно любой из элементов содержания образования в определенной предметной области:
а) знание способов деятельности;
б) владение способами деятельности;
в) опыт творчества в данном виде деятельности;
г) опыт эмоционально-ценностного отношения к процессу и результату деятельности – можно выразить суммой, а в идеале – системой образов профессиональной деятельности. Тогда различные соотношения этих образов составят профессиональные ситуации.
Педагог проблематизирует их, формулирует задачи по их разрешению и, таким образом, развивает профессиональное мышление студентов. Однако еще большие резервы в повышении эмоционального воздействия на студентов заключены не в вербальных, а визуальных средствах воздействия, поскольку они содержат важное, с точки зрения дидактики, свойство – синкретизм воздействия искусства кино. Благодаря комплексному влиянию на органы чувств обучаемых у них создается определенный настрой, развивается творческое мышление и значительно повышается объем воспринимаемой информации.
Эксперименты по медиатизации образовательного пространства следует вести с учетом результатов современных исследований гуманитарной проблематики. В последние годы теоретические разработки в области истории и теории ментальностей набирают силу, обращаясь к изучению различных типов рационального и эмоционального в поведении людей. Однако трудно выявить единое представление о том, что же такое ментальность. Интересной позиции придерживается редактор немецкого сборника по реконструкции духовных процессов У. Раульф. Он утверждает, что историки ментальности имеют дело с тремя разными формами человеческого сознания и поведения – категориями мышления, нормами поведения и сферой чувств. Ментальность же представляет собой некую предрасположенность, внутреннюю готовность человека действовать определенным образом. Это “нечто” проявляется, только проецируясь на экраны различных символических практик, материализуется в мышлении, чувствах и действиях. Характеризуя понятие “ментальность”, классик исторической школы “Анналов” Ж.Л. Гофф писал, что прилагательное “mentalis” родилось в XIV в. в языке средневековой схоластики. Существительное же “mentality” возникает только через триста лет в Англии как плод английской философии XVII в.
Что же касается технологии изучения ментальности, то здесь, на наш взгляд, конструктивным является предложение П. Берка активней применять категориальные, классификационные схемы, структурирующие различные картины мира. Особые надежды он возлагает на введенное М. Фуко понятие о сетках представлений, с помощью которых, по П. Берку, можно представить ментальность как сумму, пересечение разных “сеток” (микропарадигм, стереотипов). Но технологизация деятельности, ставшая следствием вестернизации мировой культуры, на наш взгляд, нуждается в постоянном культурологическом анализе для того, чтобы не возникала всеобщая технологизация жизни, опасная с точки зрения перспектив социального развития.
Возглавляя кафедру виртуальных коммуникаций
МГУКИ, мы пытаемся использовать возможности медиатизации, управляя этим
процессом, вести студента от овладения суммой техник через систему технологий
к профессиональной культуре. Педагогическим ноу-хау кафедры является применение
коммуникационного подхода в изучении процессов антропо-, социо-, культуро-,
информогенеза на базе единых принципов и представлений у членов кафедры.
В курсах “Социальные коммуникации”, “Основы компьютерной культуры” и “Информатика”
рассматриваются предпосылки и следствия информатизации как современной
глобальной тенденции, ее возможности и опасности стихийного развития, изучаются
направления в создании технического и программного обеспечения, тенденции
на компьютерном рынке. В рамках общепрофессионального курса “Интеллектуализация
информационных систем” студенты осваивают различные типы представления
знаний, постигают логику компьютерного диалога. В процессе изучения дисциплин
специализаций “Мультимедийные технологии в культуре и образовании”, “Глобальные
и локальные сети”, “Интернет-ресурсы и услуги” ведется разработка учебных
презентаций, изучаются программные средства создания мультимедиа-приложений
(ToolBook и HyperMethod), Web-сайтов.
В процессе знакомства с творческими проектами преподавателей (которые теперь
доступны на сервере gpntb.ru в Интернет)
студенты пытаются реализовать и свои творческие
потенции в собственных проектах. Мы стимулируем их, используя оригинальные
педагогические инструменты, такие как отснятый и смонтированный нами двухчасовой
видеофильм “Гипертекстовые и мультимедийные технологии в культуре и образовании”,
созданную нами Web-страницу кафедры
и другие. Новым этапом медиатизации педагогического процесса на нашей кафедре
стало создание и использование электронных учебников по курсам “Мультимедийные
технологии” и “Интеллектуализация информационных систем”. Мы хотим, чтобы
наш выпускник постоянно и целенаправленно использовал мультимедийные технологии
для решения конкретных профессиональных проблем, но не забывал, что никакое
совершенное владение технологиями не заменит творческих исканий. Именно
эти поиски возвышают человека и повышают ценность его жизни для окружающих.