Збаровская Н.В.

БИБЛИОТЕЧНАЯ ПЕДАГОГИКА

(К ПРОБЛЕМЕ “БИБЛИОТЕКА И ОБРАЗОВАНИЕ”)

Современную ситуацию в библиотечной практике можно охарактеризовать следующим образом.

Во-первых, формируется новая образовательная концепция библиотеки, то есть система представлений о назначении библиотеки в обществе и сущности ее работы с читателями в контексте проблемы непрерывного образования.

Роль библиотек в образовательном процессе обусловлена их информационными возможностями (фондами, справочно-библиографическим аппаратом), последовательной работой по обеспечению квалифицированной информационной поддержки процесса обучения и необходимостью дополнительного образования в области информационной культуры личности.

Формирование новой гуманитарной парадигмы требует изменения содержания деятельности библиотек по созданию образовательной среды.

Представляется, что ее основой должна стать аксиологическая концепция, согласно которой сущностью этой деятельности является формирование у читателей ценностного отношения к культуре в целом и книге и чтению в частности.

Во-вторых, изменяется отношение к читательской аудитории, которая воспринимается не как объект обучения и воспитания, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в библиотечной среде. Появляются разнообразные интерактивные, диалоговые, формы работы с различными категориями читателей (пользователей). Разрабатываются многочисленные авторские программы, основанные на методах развивающего обучения (Николаев, Пермь, Петербург), работают целевые программы информационной поддержки образования (Екатеринбург).

Использование таких методов позволяет создать условия для формирования личности, способной саморазвиваться, принимать решения, творчески мыслить, существовать в новом информационном пространстве.

В-третьих, на базе новых коммуникационных технологий происходит изменение информационной среды, способствующей интеграции знаний.

Создание информационных библиотечных систем, реализация принципов дистанционного образования в библиотечной деятельности дает основания говорить о предпосылках создания единой информационно-образовательной среды.

В связи с этим возникает необходимость целостной концепции библиотечной педагогики, которая будет способствовать реализации образовательной, педагогической функции библиотек. Между тем на данном этапе развития библиотековедения эта концепция разработана недостаточно.

В начале 90-х гг. одной из важных задач в области библиотечно-педагогических знаний была признана задача терминологического обеспечения библиотечной педагогики. Отмечалось, что словари библиотечных терминов отражают терминологию этого направления недостаточно полно, а публикации по данной теме неоднозначно трактуют понятия.

Библиотечная педагогика, как определяет ее современный терминологический словарь библиотечного дела – это дисциплина, изучающая педагогические основы библиотечной работы, проблемы теории чтения, воспитания его культуры, а также взаимоотношений библиотекаря и читателя.

В Словаре 1995 г. библиотечная педагогика руководствуется положениями педагогики о теоретических основах воспитания, объеме и содержании знаний, характеризующих различные ступени культурного развития человека.

В издании словаря 1976 г. определение библиотечной педагогики отсутствует.

Как видно из приведенных дефиниций, библиотечная педагогика понимается как теоретическая дисциплина, формирующаяся на базе интеграции педагогической науки и библиотековедения. На разных этапах существования библиотековедение понималось как составная часть педагогики внешкольного образования (дореволюционный период); как научная дисциплина, смежная с педагогикой (до 70-х гг. XX в.). В 70-е гг. О.С. Чубарьян обосновывает понятие “педагогика чтения”, трактуя его как специальное исследовательское направление, ведущая роль в котором принадлежит библиотековедам. Одновременно он делает вывод о формировании на прочной научной основе библиотечной педагогики, впервые используя термин в такой формулировке и в таком значении.

В 1984/85 учебном году в Московском институте культуры был введен курс “Библиотечная педагогика”, основной целью которого является формирование педагогического мышления.

Содержание курса:

·общие основы педагогики (предмет и метод, педагогическое общение, библиотекарь как педагог);

·дидактика (принципы, методы и формы педагогического процесса);

·теория воспитания.

Как полагают составители курса, главная цель современной библиотечной педагогики в том, чтобы воспитать библиотечную, библиографическую самостоятельность, выработать умение вести отбор документов, воспринимать заложенную в них информацию.

В то же время анализ программ библиотечно-библиографического образования читателей показал, что основным недостатком обучения читателей (пользователей) является его дискретность и отсутствие системы в процессе формирования знаний, умений и навыков. Преобладает пассивное обучение основам библиотечно-библиографических знаний. То есть не выдерживаются основные требования к образовательному процессу: непрерывность, преемственность, актуальность, системность, комплексность, личностно-ориентированный деятельностный подход.

Таким образом, существует необходимость разработки целостной концепции библиотечной педагогики, которая будет способствовать реализации образовательной, педагогической функции библиотек в контексте проблемы “непрерывного образования”, в условиях единой информационно-образовательной среды.

Hosted by uCoz