АКТИВИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РЕЗЕРВОВ
В ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Основной сегодняшней тенденцией совершенствования методик вузовского обучения является освоение компьютерных технологий. Между тем далеко не исчерпаны более традиционные, в некотором смысле вечные, гораздо более дешевые в финансовом отношении резервы.
В первую очередь имеются в виду активизация человеческого фактора – повышение роли личности преподавателя и студента, психологического мастерства и психологической поддержки учебного процесса. Эффективным и достаточно доступным методом прямого психологического воздействия на эффективность усвоения определенных частей учебного материала является использование так называемых аутогенных тренировок (АТ). При преподавании гуманитарных дисциплин, в том числе и библиотечно-информационного цикла, АТ можно применять для преподавателей и для студентов. По наблюдениям автора, проведение сеанса АТ для преподавателя повышает доходчивость и невербальную составляющую последующего изложения материала, усиливает взаимопонимание, создает эффект эмоционального заражения и созвучия. Подобные сеансы для студентов несут два эффекта. В абсолютном большинстве случаев происходит отдых нервной системы учащегося и улучшение эмоционального настроя. Кроме того, повышается эффективность освоения тех разделов материала, которые требуют не просто теоретического восприятия, а формирования или перестройки навыков деятельности. Этот метод просто незаменим когда речь идет о выработке и закреплении внутренних установок личности. Единственная тонкость – ведущий должен обладать определенной психологической квалификацией.
Методов косвенного включения и активизации психологических резервов личности в учебных целях много. Они повышают личную активность студентов при усвоении материала, самостоятельность их мышления и насыщают творчеством учебный процесс. Этому способствует раннее совмещение традиционной учебы с личной исследовательской деятельностью. Можно условно выделить три стратегии обучения: передача знаний посредством полного объяснения материала; сообщение студентам только узловых вех знания с постановкой задания самостоятельного поиска взаимосвязей между этими вехами; простая постановка исследовательской темы с заданием самостоятельного поиска узловых вех в данной теме, а затем и взаимоотношений между ними. В целях развития творческих способностей учащихся следует наращивать удельный вес занятий, реализующих вторую и третью стратегии. Кроме того, с психологической точки зрения продуктивны самоподготовка, мелкогрупповые занятия, индивидуальное консультирование с элементами психоаналитики.
Многое может дать применение и целенаправленный
анализ известных психологических понятий и категорий: потребностей, установок,
мотивов. Посредством понятия “потребность” раскрываются и объясняются механизмы
важных энерго-информационных ресурсов восприятия. Например, искусственное
применение состояния “информационного голода” позволит резко активизировать
последующее усвоение нужной информации. Грамотное использование понятия
“установка” окажет помощь в освоение студентами сложных информационных
объектов типа ЭВМ, каталогов крупных библиотек и т.п. Работа с понятием
“мотив” приводит к выводам о целесообразности побуждения, опосредованного
“подталкивания” студентов к самостоятельному словесному формулированию
можно более широкого спектра мотивов выбора данной профессии и учебы.