Проблемы вузовской подготовки библиотекарей
в Южной Сахаре
Образование – база социального, политического, культурного и технического развития, самый важный фактор в развитии любой нации.
На африканском континенте нет ни одной страны, которую можно было бы поставить на хотя бы средний уровень развития образования. В середине 50-х гг. во французских колониях начальным образованием было охвачено около 340 тыс. человек, т.е. 1,7% всего населения. Первым университетом, открытым во франкоязычной Африке, было Федеральное учреждение, появившееся в 1950 г. в Дакаре. К 1960 г. общее число окончивших университеты во всех странах франкоязычной Западной Африки составило примерно 800 человек. Наибольший охват населения средним образованием (свыше 40%) достигнут в некоторых странах тропической Африки – Конго и Сенегале, самый низкий (менее 5%) – в Нигере, Чаде, Центрально-Африканской Республике (ЦАР) и др.
Доступ к высшему образованию остается ограниченным, особенно для сельского населения. Основу системы высшего образования в Африке составляют университеты, на долю которых приходится свыше 80% студентов национальных вузов. Многие университеты, созданные по моделям университетов бывших метрополий, испытывают от них сильную зависимость в плане финансирования высшего образования, обеспечения африканских вузов административно-преподавательскими кадрами и др. Несколько лет назад английский ученый Зимен писал, что “научная лаборатория без библиотеки напоминает кошку без мозга: двигательные функции сохранены, но отсутствует координация движения, память и мотивация поведения”. Насколько же страшнее подобная ситуация для страны, для нации!
Именно поэтому быстрое и выборочное распространение новых методов, новых научных и технологических приемов обработки информации крайне важно для развивающихся стран в целом и для Африки в частности. Жан де Шантай по этому поводу замечал: “Библиотекарю, на которого смотрят как на сторожа или на раздатчика книг, нет необходимости быть специалистом. Располагая лишь необразованными работниками, невозможно создать стабильную профессию, способную изменить существующее положение, придав новый смысл библиотечным услугам”. Квалифицированные специалисты необходимы для выработки политики комплектования документов, их обработки и особенно распространения. Африка нуждается в библиотекарях, способных встать в один ряд с Мелвиллом Дьюи (США), Эженом Морелем (Франция), Эдвардом Эдвардсом (Великобритания), Джоном Харисом (Нигерия и Новая Зеландия) и Ш.Р. Ранганатаном (Индия). Чтобы такие библиотекари появились, необходимо организовать их профессиональную подготовку на высоком уровне.
Компьютеризация библиотечного дела и профессионального образования во франкоязычных странах началась относительно недавно, с конца 1960-х гг. О необходимости внедрения информатики и компьютеризации как необходимого дополнения в стандартные курсы библиотековедения и соответствующей перестройки этих курсов говорилось неоднократно на самых различных уровнях.
Если не принимать во внимание национальный опыт Бенина, во франкоязычной Западной Африке существует только одна школа библиотекарей: Школа библиотекарей, архивистов и документалистов (Ecole des bibliothecaires! archivistes et documentalistes – EBAD) созданная в 1967 г. взамен Регионального центра по подготовке франкоговорящих библиотекарей, работавшего в Дакаре (Сенегал) с 1963 по 1967 гг. С самого начала Дакарской школе был предоставлен статус учреждения в составе университета. Будучи преобразована в EBAD, она сохранила свой региональный характер. До недавнего времени она давала образование только на уровне первого цикла (степень бакалавра и два года обучения).
С 1982 г. Школа подняла уровень образования до вузовского уровня. По окончании учебы выпускники EBAD получают диплом о прохождении курса по библиотечным специальностям, равноценный диплому по библиотечному делу Университета Макерере (Уганда), если сравнивать продолжительность обучения и требования к поступающим, а не содержание учебных программ.
Из всех стран Африки в самом сложном положении в области библиотечного дела находятся страны Центральной Африки. На собрании экспертов в Кампале (Уганда) делегаты от Центральной Африки подчеркивали тот факт, что запаздывание в развитии библиотек центрально-африканских стран отчасти обусловлено удаленностью от них Дакарской школы библиотекарей и архивистов. В Конго, по словам Роже Абеля Самба, “подготовка технического персонала представляет серьезную проблему. Ощущается недостаток библиотечных работников-конголезцев”.
В Заире были предприняты многие попытки создания библиотечных курсов, но они потерпели поражение. С 1963 по 1965 гг. официальный Университет Конго организовал в рамках своей программы курс библиотечного дела продолжительностью два года (200 часов), по содержанию сходный с программой Школы в Дакаре. Из двадцати кандидатов (пятнадцати заирцев и пяти европейцев) дипломы получили только семеро. С начала 70-х гг. три курса библиотечного дела читаются на факультетах философии, литературы и истории, из них два – на втором (библиотечное дело – 30 ч. и архивное дело – 30 ч., с последующим присвоением ученой степени) и один – на первом и втором курсах, с последующим присвоением степени лиценциат по истории. Следует отметить, что эти курсы могут слушать и другие учащиеся, будущие филологи, например.
По заказу правительства библиотекари этого университета подготовили проект создания официальной школы библиотекарей (по типу дакарской). Этот план не был воплощен в жизнь. В Университете Лованиума (ставшем впоследствии кампусом в Киншасе в составе Национального университета Заира) под руководством тогдашнего главного библиотекаря, ныне покойного доктора Невена были организованы курсы по подготовке обслуживающего персонала. Они были очень непродолжительны: на первом курсе – 45 ч., на всех последующих – 1 мес. По окончании подготовленные таким образом специалисты не получали ни повышения заработанной платы, ни продвижения по службе.
Необходимо отказаться от пассивного характера деятельности библиотек и принять новые методы их финансирования, организации и распространения информации. Для этого необходимы не только соответствующее законодательство и новые организационные структуры, но и профессиональная подготовка библиотечной элиты.