Миневич Г.В.
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В НБ ТвГУ
Общепризнанно, что информация и ее высшая форма знания являются решающим фактором, определяющим развитие общества в целом. Поэтому для того, чтобы гигантские объемы информации и знаний были эффективно использованы, современному человеку важно уметь хорошо ориентироваться в информационном потоке.
Деятельность библиотек в современных условиях определяется теми задачами, которые ставит общество перед информационными структурами.
Библиотека ТвГУ является базой не только учебного процесса, но и основой научно-исследовательской деятельности университета. Новые подходы к роли библиотеки, ее превращение в научно-информационный центр сделали закономерным открытие в октябре 2000 г. зала доступа к электронной информации Электронной библиотеки.
Структура ресурсов Электронной библиотеки Тверского университета будет следующей: полнотекстовые учебные материалы, собственные базы данных, базы данных других организаций, совместные базы данных, мультимедийные материалы, ”виртуальный фонд‡, доступный через Интернет.
Собственные базы данных включают в себя: базы данных научной и учебной литературы, базы данных научных трудов сотрудников университета, базы данных коллекции, текущая база данных.
Базы данных других организаций это книжная летопись, летописи журнальных и газетных статей, реферативные журналы ВИНИТИ, Консультант плюс.
Совместные базы данных журналы (информация о статьях за 1998 2000 гг. из 48 журналов).
Мультимедийные материалы CD-ROM, видео, аудио материалы.
”Виртуальный фонд" это полнотекстовые научные журналы ряда зарубежных издательств и агентств. К преимуществам использования данного ресурса следует отнести оперативность предоставления информации, решение проблемы экземплярности и доступ к огромному количеству информации.
Таким образом, в Научной библиотеке Тверского университета уже есть электронный каталог, создаются электронные коллекции, активно развивается электронная доставка документов.
В связи с этим возникает целый ряд проблем, связанных с отсутствием у большинства студентов и преподавателей навыков работы с электронными источниками информации. Для ликвидации этих проблем библиотеке пришлось по-новому построить работу по раскрытию ”виртуального фонда", консультированию и обучению читателей.
С 1977 г. в библиотеке Университета проводятся занятия по библиотечно-библиографической ориентации студентов.
Применение новейших технологий на всех уровнях информационной деятельности повлекло за собой кардинальные изменения в их проведении. В 1997 г. была разработана новая программа, изменилось название курса. Теперь он называется ”Информационные ресурсы НБ ТвГУ" и состоит из четырех лекционных и одного практического занятия.
На лекциях дается характеристика справочного аппарата библиотеки, традиционных и нетрадиционных носителей информации. Приводится методика поиска литературы с использованием всех информационных ресурсов библиотеки. Отдельные занятия отводятся общему знакомству с ресурсами Интернет и полнотекстовыми базами данных, к которым в настоящий момент имеется доступ. Большая часть учебного времени отводится обучению работе с нетрадиционными носителями информации.
Для лучшего усвоения курса было разработано и издано учебно-методическое пособие.
С сентября 1998 г. в библиотеке проводятся консультации по работе в Интернет, с полнотекстовыми базами, электронной почте и т.д. для всех желающих: аспирантов, преподавателей, студентов.
Планируется проводить во время сессий лекции для заочников всех факультетов по работе с информационными базами библиотеки.
В 2000 г. занятия в рамках курса ”Научные ресурсы НБ ТвГУ" стали проводиться с преподавателями, проходящими повышение квалификации на ФПК.
Исходя из всего ранее сказанного, можно сделать вывод о том, что перед научной библиотекой Тверского университета стоит задача создать стройную обучающую систему качественно новой ступени.