Золотарева В.И.

ПЕРСПЕКТИВЫ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ (УСЛУГИ БИБЛИОТЕКИ МИФИ)

Новые нетрадиционные подходы к решению проблем повышения уровня информационного обеспечения ученых и специалистов на основе использования новых информационных технологий и электронизации информационных фондов, внедрение автоматизации в процесс комплектования отечественной и иностранной литературой, индексирования литературы, выполнения библиографического описания, выпуска библиографических указателей, подписки на периодические издания; формирование баз данных на CD-ROM многое изменили в развитии библиотечного дела. В информационном обществе получили развитие новые услуги библиотечного обслуживания. Сегодня одна из важных тем, затрагивающая практику работы – услуги библиотеки и их реклама. Свои возможности библиотека показывает и предлагает на информационных стендах, в путеводителе по библиотеке, буклетах, на страницах Web-сервера.

К приоритетным направлениям деятельности библиотеки МИФИ относится следующее:

·автоматизация внутрибиблиотечных процессов от заказа до поступления книг пользователю, обработка, хранение и обмен информационными ресурсами;

·предоставление локального и удаленного (через Интернет) доступа к библиографическим, информационным и справочным ресурсам;

·информационное обеспечение дистанционного образования;

·информационное обеспечение кафедр и подразделений библиотеки в режиме Интранет;

·комплектование материалов в машиночитаемой форме.

Уже сегодня библиотека предоставляет пользователям библиотеки следующие услуги:

·электронные каталоги:

·“Книги”;

·“ГОСТы”;

·“Препринты и авторефераты диссертаций”;

·“Труды авторов МИФИ”;

·“Периодические и научно-информационные издания”;

·“Электронные учебники авторов МИФИ”.

·полнотекстовые базы “Научные конференции МИФИ” 1998–1999 гг.;

·ПОБД “Высшая школа”;

·подсистему “Книгообеспеченность учебного процесса”;

·обучающие программы, в том числе лабораторный практикум “Информационно-библиографическая подготовка студентов”;

·реферативные журналы ВИНИТИ;

·бюллетени регистрации НИР и ОКР ВНТИЦентр;

·сборники рефератов НИР и ОКР ВНТИЦентр;

·CD-ROM (“Библиография Российской библиографии” за 80-96 годы, “Британика” и др.);

·“Книги в наличии и печати” (указатель книг РКП);

·“Консультант плюс” (справочно-правовую базу по Российскому законодательству);

·возможность заказать нужную книгу по межбиблиотечному абонементу.

Web-сервер библиотеки МИФИ (http://www.library.mephi.ru) выполнен с использованием технологий Java, JavaScript, Servlet, SQL, CGI.. Указанный сервер является частью электронной библиотеки МИФИ и предоставляет пользователям возможность доступа к информационным ресурсам библиотеки. С сервером могут работать пользователи Windows, Unix. Элементы навигации позволяют быстро найти информацию на сервере. Часть информационных материалов Web-сервера доступна только сотрудникам и студентам МИФИ через сеть Интранет (БД РЖ ВИНИТИ, Сборники рефератов НИР и ОКР и Бюллетени регистрации НИР и ОКР ВНТИЦентра). В Интернет выставлены электронные каталоги библиотеки (Книги, ГОСТы), а также подсистема “Книгообеспеченность учебного процесса”.

Библиотека комплектует издания на нетрадиционных носителях информации: электронные учебники, обучающие программы, электронные РЖ, CD-ROM. Планируется создание коллекции полнотекстовых электронных документов, программных документов, коллекций мультимедиа, обучающих программ, записей лекций, конференций по профилю вуза, тематических каталогов, отсылающих к многочисленным серверам Интернет естественнонаучной и технической тематики.

Все вышеперечисленные услуги, связанные с использованием новых информационных технологий, предоставляются читателям библиотеки МИФИ в электронном и научном читальных залах (ЭЧЗ и НЧЗ).

Работа со всеми программными продуктами в ЭЧЗ и НЧЗ бесплатная, а если читателю необходимо сделать распечатку текста, запись информации на дискету, то для этого предусмотрены дополнительные платные услуги. Цены на услуги невелики и читатели охотно ими пользуются.

В библиотеке ведется преподавание библиотечно-библиографических и информационных знаний. Работает школа быстрого чтения.

Переход на использование новых информационных технологий позволяет пользователям библиотеки своевременно получить информацию о достижениях науки в России и за рубежом.

В перспективе – автоматизация библиотечного обслуживания в библиотеке. На абонементах библиотеки отрабатывается подсистема “Обслуживание читателей”. Приступаем к опытной эксплуатации подсистемы ЕРКЧ. Имеется электронный каталог читателей. Читателю, посетившему абонемент первый раз, необходимо ввести информацию о себе (например, ФИО, кафедра и т.д.; если читатель уже записан, то для поиска электронного формуляра читателя информацию можно вводить не полностью). В автоматизированной подсистеме “Читатели” (ЕРКЧ) предусмотрена следующая статистика:

·количество читателей, вновь записавшихся, за каждый день во всех подразделениях библиотеки;

·количество перерегистрировавшихся читателей;

·количество выбывших читателей.

В ЕРКЧ предусмотрена автоматическая передача по сети сведений о посещениях подразделений библиотеки, а также обратная связь – данные о задолженности по всем читальным залам и отделам библиотеки по каждому читателю.

Перед заказом литературы читатель должен ввести в подсистему свою фамилию. Если читатель должник, то он получает отказ в обслуживании и может просмотреть список изданий, которые должен сдать в библиотеку. Если читатель не должник, он имеет доступ к электронным каталогам. Система должна позволять искать необходимое издание по всем каталогам библиотеки.

Найдя нужное издание, читатель может заказать его на любом из абонементов или поднять его из книгохранения в любой читальный зал. Основными процессами автоматизации являются: запись в библиотеку, заказ литературы, статистика посещаемости, регистрация книговыдачи.

Регистрация книговыдачи – ключевая операция при работе с читателями. Для этого должны поддерживаться две базы: “Книги”, “Читатели”. Всем книгам и читательским формулярам (пластиковые карточки) на абонементе научной литературы планируется присвоить штрих-коды.

При получении книг читателем шифр книги автоматически будет считываться сканером и заноситься на читательские формуляры. При возврате книги считанный сканером штрих автоматически снимается с читательского формуляра. В книгохранении предусмотрена автоматизация процессов учета фонда по подразделениям библиотеки, распределение и перераспределение фонда.

Решение этих ближайших задач позволит выйти на новый уровень обслуживания в информационном обществе.

Hosted by uCoz