СПРОС НА УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С НОВЕЙШИМИ
ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ:
ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
Модернизация московских публичных библиотек на основе широкого использования новейших информационных технологий призвана обеспечить пользователям эффективный доступ к информационным ресурсам библиотек, расширить перечень предоставляемых услуг, увеличить число самих пользователей. От этого зависит престиж библиотеки (и библиотекаря) в глазах общественности и органов власти.
Количество потенциальных пользователей новейших информационных технологий оценивается как достаточно большое, учитывая высокий образовательный уровень москвичей, огромное число учреждений, среди которых многие не имеют своих библиотек и информационных подразделений. Однако точность прогноза проверяется лишь на практике. Для сравнения ожидаемого (большого) спроса на услуги, связанные с новейшими информационными технологиями, с реальным спросом, проанализированы данные о работе медиатеки Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева за 1999 г.
Медиатека (открыта, как и новое здание Библиотеки, в ноябре 1998 г.) представляет собой зал новейших информационных технологий, располагающий фондом печатных (журналы, книги) и машиночитаемых документов (CD-ROM – 136 ед., видеокассеты, аудиокассеты, аудиодиски – 271 ед.), а также необходимым электронным оборудованием. В медиатеке размещены мультимедийные и офисные персональные компьютеры, включенные в локальную сеть Библиотеки с выходом в Интернет по выделенному каналу связи (с января 2000 г.), пользовательские рабочие места для просмотра видеокассет, прослушивания аудиокассет и аудиодисков. Большинство услуг медиатеки – бесплатные. Платными являются лишь такие услуги как: распечатка на принтере, сканирование, запись на дискету, длительная (более двух часов) самостоятельная работа на компьютере, ксерокопирование.
Все залы и производственные помещения Библиотеки оснащены современной компьютерной и офисной техникой, все основные библиотечные процессы автоматизированы и, следовательно, каждый пользователь активно или пассивно пользуется новейшими информационными технологиями. Однако именно в медиатеке пользователь имеет возможность получить наиболее полный набор таких услуг.
В течение 1999 г. в медиатеке зарегистрировались около 500 пользователей, причем примерно половина из них – за последние четыре месяца года. В течение года зафиксировано около 2000 посещений (при пропускной способности медиатеки не менее 200 посещений в неделю) и примерно такое же количество выдач. Около половины посещений пришлось на последние четыре месяца года.
Подавляющая часть пользователей медиатеки – молодежь (запись при наличии паспорта), но есть и пользователи среднего и старшего возрастов. Наиболее популярная услуга – просмотр мультимедийных компакт-дисков. Существенно меньшим спросом пользуются видеокассеты, аудиокассеты, аудиодиски. Примерно треть пользователей работают с собственными электронными документами, используя лицензионные офисные программы медиатеки. Вопреки ожиданиям, пользователи медиатеки редко обращаются за консультацией по использованию электронного каталога (карточный каталог для пользователей в Библиотеке отсутствует).
Фонд CD-ROM медиатеки целенаправленно комплектуется справочными и обучающими материалами: электронными учебниками, мультимедийными энциклопедиями, справочниками, атласами, путеводителями. Выборочный анализ спроса на CD-ROM показал, что абсолютными лидерами являются обучающие и справочные системы по компьютерам и компьютерным программам. На следующей позиции стоят компьютерные курсы английского языка. Значительным спросом пользуются компьютерные учебники по бизнесу, справочные и тестирующие программы по психологии, гипнозу, аутотренингу, астрологии. Всего в течение года не менее 90% CD-ROM были затребованы пользователями хотя бы один раз.
При анализе результатов работы следует иметь в виду, что введена в строй лишь первая очередь Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева. Большая часть книжно-журнального фонда Библиотеки пока остается недоступной для пользователей в связи с отсутствием помещений. Медиатека также не имеет пока предусмотренного по проекту набора услуг. Минимально укомплектованы пользовательские места для просмотра видеокассет и прослушивания аудиоматериалов (2 места). Услуги, связанные с доступом в Интернет, будут предоставляться лишь начиная с 2000 г. Следует также учесть, что Библиотека была долгое время (25 лет) закрыта для пользователей. За это время выросло новое поколение пользователей, изменилось распределение жителей в черте города. Тем не менее можно сделать некоторые выводы.
Предположение о том, что услуги, связанные с новейшими информационными технологиями, будут пользоваться повышенным (и даже ажиотажным) спросом, пока не оправдывается. В медиатеке нет очередей, предварительной записи, сеансов и т.п., количество посещений хотя и растет, но пока существенно меньше пропускной способности медиатеки.
Как и ожидалось, большая часть пользователей медиатеки – молодежь. Все пользователи в той или иной мере умеют работать на персональном компьютере. При этом многие имеют лишь минимальные знания и навыки, что их не останавливает. Они стремятся здесь же повысить свою “компьютерную” квалификацию, о чем свидетельствует большой спрос на компакт-диски, обучающие работе с компьютерными программами. Такой спрос не был ожидаем, соответствующие компакт-диски были закуплены в единственном экземпляре.
Высок процент пользователей, желающих работать с собственными электронными документами. При проектировании медиатеки такая услуга не планировалась как одна из основных. Все компьютеры Библиотеки объединены в локальную сеть. Доступ любой информации в сеть извне строго контролируется администратором сети во избежание заражения вирусами, порчи и перегрузки системных ресурсов. Работа пользователей с собственными электронными документами неизбежно предполагает обмен информацией с внешними носителями (например, дискеты), что резко повышает опасность для стабильной работы сети. Для обслуживания таких пользователей пришлось пойти на изменение конфигурации, отключение нескольких компьютеров от сети.
В соответствии с ожиданиями фонд CD-ROM востребован практически весь, но явно неравномерно. Обучающие и тестирующие электронные документы востребованы пользователем существенно больше, нежели справочные. Большой интерес пользователей-учащихся к обучающим программам логичен, но чем объяснить слабый интерес к красочным мультимедийным энциклопедиям и справочникам?
Год работы подтвердил разумность и перспективность идеи медиатеки как зала новейших информационных технологий в составе городской публичной библиотеки. Медиатека, с одной стороны, не оказывается изолированной, как чересчур насыщенная техникой, с другой – не подавляет, как слишком элитарная. Этому в решающей степени способствует модернизация всего библиотечного процесса на базе новейших информационных технологий.
Спрос на услуги, связанные с новейшими
информационными технологиями есть. Однако не следует надеяться, что пользователь
будет “ломиться” в медиатеку только потому, что там установлены компьютеры
и есть компакт-диски. Природа спроса на новейшие информационные технологии
сложна и не изучена. Чтобы учесть его, не потерять пользователя, потребуются
не только усилия специалистов. Потребуются серьезные и, главное, постоянные
материальные затраты на модернизацию информационных технологий.