ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИБЛИОТЕК БЕЛАРУСИ
Автоматизация в библиотеках Беларуси находится на разных этапах своего развития. Пока преобладает этап внутри библиотечной автоматизации, которая к тому же еще не охватила большинство библиотек страны. Несмотря на отсутствие цельной государственной политики, имеющиеся трудности и недоработки, в последние годы библиотеки Беларуси добились определённых успехов в области информатизации, существенно расширилась её география. Ведется работа по созданию ведомственных и региональных автоматизированных библиотечных сетей.
Перед Беларусью стоит задача создания Национальной библиотечной компьютерной сети, построенной на основе информационного взаимодействия локальных, отраслевых и региональных автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС). Такая сеть, реализованная с помощью современных телекоммуникационных средств связи, призвана:
·ликвидировать существующее дублирование в подготовке информационных ресурсов;
·обеспечить свободное получение и обмен информацией внутри страны и за ее пределами;
·обеспечить доступ в глобальные мировые компьютерные сети;
содействовать продвижению на мировой информационный рынок национального информационного продукта.
Реализации сетевого взаимодействия библиотек различного уровня прежде всего требует четкой проработки его функциональных аспектов. Функциональный аспект получил свое отражение и в Концепции информационного взаимодействия библиотек Беларуси, которая была разработана научным коллективом (участником которого был и автор данного доклада) в 1999 г. по инициативе Белорусской библиотечной ассоциации и по заданию Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы.
Функциональный аспект предполагает взаимодействие библиотек по следующим основным направлениям:
·комплектование фондов;
· корпоративная каталогизация;
·создание сводного электронного каталога;
·ретроконверсия каталогов;
·создание сводных отраслевых и тематических баз данных;
·обслуживание по МБА и ММБА;
·электронная доставка документов;
·обеспечение доступа к зарубежным базам данных.
Речь идет о сетевом взаимодействии на уровне формирования, создания, использования первичных и вторичных информационных ресурсов.
На уровне первичных информационных ресурсов основным является координация формирования фондов универсальных и отраслевых библиотек с четким определением их направленности и тематики. Подобная координация в Беларуси пока существует только по национальному документу. Необходимо также согласовать тематику формирования фондов и в отношении российских и иностранных документов. Между головными библиотеками должна быть установлена ответственность за полноту формируемых фондов на различных материальных носителях, в том числе электронных.
Необходимо создать единую национальную систему МБА, построенную в соответствии с административно-территориальным делением Беларуси на базе сложившихся сетей библиотек и органов НТИ независимо от их ведомственной подчиненности. Взаимодействие по МБА предполагается осуществить в два этапа. На первом между региональными центрами (район область республика) связь осуществляется посредством электронной почты по стандартному образцу. На втором – после создания сводного электронного каталога (СЭК) – требования могут выполняться с использованием СЭК на областном и республиканском уровнях. Для ММБА конечными пунктами требования являются головные библиотеки. Порядок функционирования национальной системы МБА определяется в соответствующем стандарте.
Электронная доставка бумажных документов предусматривает перевод их в электронную форму (сканирование) и передачу по каналам связи передающей стороной, прием и, при необходимости, распечатка на принтере принимающей стороной. Доставка электронных документов может осуществляться в интерактивном режиме пользователем без посредников. Электронная доставка документов может происходить как путем файлового обмена по электронной почте, так и с помощью Интернет.
Основу сетевого взаимодействия на уровне вторичных информационных ресурсов составляет СЭК. Его основные функции заключаются в: предоставлении единой справочной базы данных (БД) о наличии документов в библиотеках и организации удаленного доступа к ней; внедрении технологии одноразового составления библиографических записей (БЗ) и их многократного использования; создании БД национального документа и предоставлении ее на мировой информационный рынок. В настоящее время создана экспериментальная модель СЭК на платформе Oracle, структура, средства доступа и модуль ввода библиографических записей в BelMARC. На первом этапе сводная БД может создаваться путем конвертирования каталогов библиотек-участниц в формат BelMARC и их последующего слияния. На втором этапе осуществляется интерактивный режим с использованием программного пакета BelMARC. Учитывая отсутствие развитой телекоммуникационной инфраструктуры библиотек, рекомендуется создавать СЭК не только на национальном, но и региональном (областном) уровне. Для обеспечения оперативности библиографирования возможна координация этой работы по двум вариантам:
1) по видам документов. Например, Национальная библиотека обрабатывает книги, а Национальная книжная палата (НКП) и Президентская библиотека – статьи;
2) по элементам БЗ. НКП создает краткую запись, библиотеки дорабатывают ее в соответствии с закрепленной за ними тематикой.
Внедрение корпоративной каталогизации возможно при наличии:
·скоростных телекоммуникаций между головными библиотеками-участницами, которые имеют право создавать БЗ;
·систем классификации, кодирования и национальных авторитетных/норма-тивных записей, работа над которыми продолжается.
Стоит задача создания центра корпоративной каталогизации, которая в условиях унитарного характера страны вполне решаема.
Ретроконверсия каталогов, учитывая большой процент совпадения репертуара в универсальных библиотеках, также будет строиться на кооперативных началах с целью избежания дублирования в этой работе. Предполагается осуществлять ее по разделам УДК в формате BelMARC по единым согласованным макетам ввода с последующей идентификацией записей по собственному каталогу. Выбор технологии проведения ретроконверсии (ручная или автоматическая) зависит от качества карточных каталогов. Для организации работ по ретроконверсии требуется разработка согласованной программы и выделения целевого финансирования.
Сводные тематические базы (СТБ) целесообразно создавать и пополнять на основе кооперации библиотек в соответствии с их универсальным или отраслевым профилем по закрепленной тематике. При этом, роспись статей белорусских источников не должна дублироваться библиотеками и НКП. При отсутствии телекоммуникаций целесообразно первоначально размещать СТБ в областных и районных библиотеках.
Взаимодействие с международными БД должно
осуществляться: по линии обмена с российскими библиотеками и РКП путем
получения готовых БЗ российских документов и поставки национальных БЗ;
по линии обмена с OCLC получение БЗ на иностранные документы и поставка
национальных БЗ в OCLC; по линии взаимодействия с библиотеками и информационными
службами Польши, Литвы, Украины и других стран, связанных общей историей
с Беларусью, а также со странами, имеющими белорусские диаспоры.