Маликова Л.В.

ВИРТУАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ КНИЖНАЯ ЯРМАРКА

В настоящее время, когда многие библиотеки России имеют доступ к сети Интернет, а книжные поставки по российским регионам приняли однобокий коммерческий уклон, и интеллектуальная литература с трудом доходит до регионов, становится актуальным использовать возможности Интернет для полноценного комплектования библиотек.

По данным Института маркетинговых исследований GfK MR Russia на начало 1999 г., в России насчитывалось около 2,5 млн. пользователей Интернет. В Петербурге, по различным данным, – до 100 тыс. пользователей – физических и юридических лиц, а разнообразных “бесплатных” пользователей Интернет в 2–3 раза больше.

Библиотеки, предоставляя пользователям услуги Интернет и в то же время являясь непосредственными потребителями возможностей Интернет, могли бы существенно расширить услуги для читателей и формировать свои фонды в соответствии с читательскими потребностями реальными и прогнозируемыми.

Сегодняшний уровень компьютеризации и информатизации библиотек позволяет значительно облегчить этот процесс, уменьшить трудозатраты и увеличить оперативность поступления информации и книг в библиотеки. Эти возможности могут быть реализованы “Виртуальной библиотечной ярмаркой” в сети Интернет. Предпосылки этой работы уже есть.

Библиотечные книжные ярмарки, проводимые Ленинградской областной библиотекой, заняли прочное место среди ярмарок России и стали одним из источников комплектования для библиотек Ленинградской области, Санкт-Петербурга, России. В апреле 1996 г. состоялась первая; в апреле 1997 г. – вторая; в мае 1999 г. – третья Библиотечная книжная ярмарка. Все они прошли успешно. Подробнее о них можно узнать из публикаций в профессиональной печати: “Книжное дело”, 1996 г., №4, С. 67–69; “Витрина”, 1997, №6, С.40–41; “Научно-технические библиотеки”, 1997, №10, С. 28–34; “Библиотека”, 1997, №11, С.101–102.; “Вiсник Книжковоi палати”, 1997, №9, С.20–22., “Книжное обозрение”,1999, №16, С.28. Работа ярмарок освещалась Петербургским радио и телевидением “Петербург 5 канал” и Ленинградским областным телевидением, “6 канал”.

При существующей сложной ситуации с финансированием комплектования библиотек эта форма комплектования – “Виртуальная библиотечная ярмарка” – позволяет экономично, целенаправленно, оперативно и в короткие сроки организованной доставки пополнить фонды библиотек.

Девиз Виртуальной библиотечной ярмарки: “В центре пространства, прозрачного со всех сторон”.

Разработка процесса автоматизированного комплектования библиотек через “Виртуальную библиотечную ярмарку” завершится в феврале-марте 2000 г., и будет включать онлайновый каталог книг с информацией о более чем 8 тыс. книг (включая изображение обложки, выходные данные и аннотацию) от более 40 поставщиков книжной продукции в форме каталогов (алфавитного, именного и других). Будут предоставлены возможности контекстного и тематического поиска.

Кроме того, “Виртуальная библиотечная ярмарка” позволит организовать профессиональное постоянное общение, обсуждение и обучение по всем вопросам комплектования библиотек и работы с фондами, заочные консультации с ведущими специалистами – фондоведами Петербурга, Москвы и других регионов России. Все желающие могут стать пользователями и участниками автоматизированной системы рассылки новостей e-mail robot, режима “вопрос-ответ”, электронной конференции – форума профессионального общения “В центре пространства, прозрачного со всех сторон”, онлайнового интервью. И в этом также преимущество Виртуальной библиотечной ярмарки.

Первоочередные цели, решаемые ярмаркой, следующие:

·создание системы “открытого” формирования фондов, преодоление субъективизма и профессиональной замкнутости в комплектовании фондов библиотек;

·поддержка книгоснабжения библиотек и издательского дела на основе объединения библиотек, издательств и книготорговцев в сети Интернет.

Задачи, которые мы стараемся решить посредством ярмарки:

·оперативное получение библиотеками информации и продукции издательств;

·виртуальная демонстрация достижений в области книгоиздания с заключением торговых сделок со скидкой для библиотек и долговременных договоров для издательств;

·изучение библиотечного рынка;

·создание системы выявления читательских потребностей и влияния на издательскую деятельность;

·организация профессионального общения библиотечных работников, издателей и книготорговцев;

·продвижение проектов библиотек и издательств по комплектованию библиотечных фондов.

Пользователями “Виртуальной библиотечной ярмарки” будут, мы надеемся, библиотеки Ленинградской области, Петербурга, России, учебные заведения, издательства и книготорговые организации Петербурга, Москвы, других регионов России, стран СНГ. Презентация ярмарки (виртуальная и реальная) состоится в марте–апреле 2000 г. в Санкт-Петербурге в Ленинградской ОУНБ.

Узнать о сроках презентации и начале работы “Виртуальной библиотечной ярмарки”, а также адрес в Интернет можно на странице Ленинградской ОУНБ в: http://www.lrl.da.ru.

Hosted by uCoz