Семенюк С.Ю.

ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕНИЯ БИБЛИОГРАФА

С ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ ИНФОРМАЦИИ

Проблема профессиональной этики библиографа стала предметом глубокого рассмотрения специалистов. Профессиональная этика библиографа – это совокупность нравственных норм, направляющих поведение представителей социальных групп, принадлежащих к данной профессии. Она регулируется кодексами поведения, обеспечивающими нравственный характер взаимоотношений между людьми.

Поведение библиографа по отношению к потребителям включает множество аспектов. Нельзя понимать эти отношения как некое приспособление личности к определенным условиям. Ключевой вопрос нравственного отношения библиографа к потребителям состоит в т. наз. просоциальном поведении, мотивом которого является внутренняя потребность сотрудника делать то, что идет во благо другому. Нужно научиться преодолевать границы своего “я”, учитывать интересы других людей, делать нечто для другого без ожидания что-то получить за это, т.е., в первую очередь, отношения между людьми с одинаковым чувством достоинства, а уж потом отношения между человеком, который в результате своей работы предоставляет услуги, и потребителем, который ее принимает.

Низкий уровень общей культуры и нравственности в обществе, неудовлетворенность работой библиотек и библиотекарей волнует сегодня многих на Украине. Как никогда стала актуальна проблема воспитания нового человека вообще и компетентных специалистов в частности.

Профессиональная – этика это прикладная наука, так как в ней сочетаются интересы общества (потребителей информации) и личности как носителя определенной профессии (библиографа). Деловая этика библиографа предполагает, что обязательны элементы кодекса чести – честь и достоинство. Являясь показателем моральной ценности человека, они выступают мерой профессионализма.

При рассмотрении проблемы этики отношений с потребителем нужно разграничить следующие вопросы:

    1. Этические размышления, касающиеся потребителей с точки зрения возможности их доступа к источникам информации.
    2. Поведение библиотекаря (уважение потребителя, индивидуальный подход, отношение к физически неполноценному потребителю, приоритетное обслуживание отдельных потребителей).
    3. Организация доступа потребителя к информации (разделение на категории, открытый доступ к фондам, время обслуживания т.п.).
Человек никогда еще не имел таких возможностей получать информацию, как в настоящее время с помощью печати, радио, телевидения, документов, микрофильмов, CD-ROM, видеокассет, телетекстовых и видеокассетных систем, персональных компьютеров и др. Информатизация открывает для потребителя огромные возможности, но это имеет как позитивные, так и негативные последствия, а также этические издержки.

Библиографы должны обеспечивать высокий уровень обслуживания, уважительно относиться к потребителям информации, применять индивидуальный подход, особенно к физически неполноценным людям. Правильно и рационально использовать библиотечные фонды, давать квалифицированные, точные, беспристрастные и вежливые ответы на все запросы.

Библиограф обязан защищать права пользователя на конфиденциальность информации. Для этого необходимо: не разглашать информацию, полученную в процессе конфиденциального общения, за исключением тех случаев, когда подобное разглашение совершается с соответствующего разрешения другой стороны. Необходимо четко знать, что привилегированной информации не существует. Необходимо соответственно оборудовать рабочее место библиографа, чтобы пользователь был уверен в конфиденциальности разговора. Библиограф должен вести себя корректно в общении с пользователем и ни в коей мере не критиковать вкусы и запросы пользователя. Но желательно по возможности стараться повысить культурный уровень читателя.

Необходимо создавать благоприятные условия для работы пользователей с фондами библиотек в удобное для них время. Не машинально выполнять требования, а при этом стараться расширить поиск, порекомендовать новые информационные ресурсы. Осуществлять подбор материалов для пользователей в соответствии с нормами интеллектуальной свободы, сдерживать личные побуждения, если они вступают в противоречие с общими интересами профессии.

Библиограф должен четко разграничивать в своей деятельности личные интересы и интересы пользователя. Необходимо не просто выполнять запросы пользователей, но и стараться предупредить их желания, прилагать все свои способности для усовершенствования деятельности библиотек и библиотечных систем, добиваться доверия к своей профессиональной деятельности, придерживаться общепринятых норм и соблюдать профессиональный этикет.

Библиограф должен придерживаться следующей линии поведения:

·способность создавать межличностные отношения;

·быть коммуникабельным;

·выработать чувство самообладания;

·уметь давать квалифицированные, точные ответы на запросы.

Библиотечная этика пронизана гуманизмом. Она предполагает искреннюю доброжелательность, уважение человеческого достоинства каждого, кто обращается в библиотеку.

Hosted by uCoz