ДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ
ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ БИБЛИОТЕКИ
Информационная среда библиотеки и библиотечная среда – понятия не равнозначные. Хотя все составляющие библиотечного пространства достаточно информативны, а деятельность библиотек на современном этапе характеризуется ростом объемов и улучшением качества предоставляемых информационных услуг, специалисты говорят о доминировании, в подавляющем большинстве, среди библиотечных функций мемориальной.
Ресурсы библиотек далеко не всегда обеспечивают полноту информационного поиска, не в полной мере отражаются межпредметные связи, информационная деятельность ориентирована, в основном, на предоставление сведений, содержащихся в традиционных источниках; медленно внедряются новые информационные технологии, существующие же предлагают пользователям материалы библиографического характера. Нереализованным остается интерес к неопубликованным материалам.
Ежегодно увеличивается разрыв между возможностями получения информации в крупнейших центральных и провинциальных библиотеках регионов России.
А среди читателей широко распространенное явление – информационно-библиографическая малограмотность: неспособность к ассоциативному мышлению на этом уровне, неумение вести вариативный библиографический поиск.
Тем не менее роль библиотек в современном обществе по-прежнему чрезвычайно велика. Сохранить статус ведущего информационного учреждения, повысить информационный потенциал и степень адаптации читателей к пользованию библиотекой, смягчить существующие информационные барьеры можно посредством более эффективного использования собственных “мощностей” (всестороннего отражения имеющейся информации, ее дифференцированного “препарирования” с учетом запросов, широкое задействование сведений из смежных областей), а также применения опыта и технологий, накопленных в других сферах, например, в сфере дизайна.
Термин “дизайн” подразумевает ряд значений. В широком смысле это синоним творческой, преобразовательной деятельности. Функции дизайна многообразны: гносеологическая, эвристическая, коммуникативная и т.д. Его установки и методы проникли в разные виды деятельности.
Дизайнерский подход к формообразованию с ориентацией на раскованность мышления, задействование нераскрытых возможностей традиционных средств и материалов способен принести неплохие результаты.
Привлечение идей дизайна уместно в виду их актуальности. Мысли о проектности русской культуры, высказанные О. Генисаретским, К. Кантором и другими, когда проектность ценнее воплощенности и упор сделан на идеальные моменты существования, развеществленный мир и богатство духовной жизни актуальны для библиотечной среды – средоточия и феномена культуры.
Сфера применения дизайна в библиотеке чрезвычайно широка: оформление рекламно-информационных плакатов, выставок и мероприятий, выпускаемой печатной продукции, компьютерная дизайн-графика.
Особое значение для проектирования информационного аспекта среды имеет дизайн зрительных способов передачи информации. Глобальная современная тенденция – визуализация культуры обусловила активное использование выразительных возможностей цвета и света, необходимость разработки “фирменного” визуального стиля, возросшие требования к оформлению выставок.
В создании визуального образа важная роль принадлежит колористике. Библиотека должна быть решена в цвете. Неумение воспользоваться полихромией в организации пространства порождает неудовлетворенность цветовой атмосферой.
Свет позволяет создать особую психологическую атмосферу зрелища. В библиотечной практике почти не используются театральные приемы освещения цветным лучом. Хотя достижение подобного эффекта возможно с помощью цветного фильтра и диапроектора.
Дизайнерское нетривиальное мышление необходимо и при создании библиотечной рекламы. Повысить ее качество, информативность и эффективность можно, используя теоретические основания и опыт торговой рекламы. Оригинальность и разнообразие, отсутствие “штампов” и назидательности, необычная манера исполнения, продуманное соотношение информационной емкости и информационного объема, подбор высказываний и текстов, действительно заставляющих задуматься, многообразие приемов фиксации внимания (нарушение ритма рисунка, факты – в сравнении), праздничность – вот неотъемлемые составляющие рекламного языка.
Перспективным направлением является использование идей и методов музейного дизайна. Показать публичность в сочетании с уникальностью, сделать акцент на самом интересном (выставить под стекло миниатюрное или монументальное, старое, редкое, экземпляры с дарственными и владельческими надписями), применить принципы “нового музея” (искусство контекста, эмоциональность), показать “лирическую сущность” библиотеки также представляется интересным.
Восприятие среды субъективно, ее отражение в сознании носит эмоциональную окраску, ценностное отношение. Еще один необходимый блок информации – информация об образе библиотеки. Дизайнерский подход к раскрытию образа предполагает знакомство читателя не только с историей и современностью библиотеки, не только с традиционной ее трактовкой, но и с постмодернистской, где книга и библиотека являются носителями совершенно иных значений и смыслов.