СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
БИБЛИОТЕЧНОЙ РЕКЛАМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
С переходом к рыночной экономике резко возросло значение рекламной информации. Реклама, как инструмент маркетинга, заняла надлежащее место в социально-экономической жизни страны.
Благодаря своей информационной сущности она выполняет стимулирующее воздействие на сознание и поведение людей, а при использовании различных приемов, способов и механизмов может оказывать прямое воздействие на потребителя. Реклама использует массовые и межличностные коммуникации. Она и сама может рассматриваться как форма коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг на язык запросов потребителя.
Долгое время о рекламе в библиотечном деле всерьез не говорили, а в практике имело хождение слово “пропаганда ”. Более того, нигде не готовили специалистов рекламного дела, и все рекламные премудрости постигались на практике. Никто не мог и предположить, что такое консервативное учреждение как библиотека будет пытаться внедрить в свою деятельность элементы рекламы. Так или иначе, но логика развития информационного дела должна все же привести к решению проблемы своевременного появления опережающей библиографической информации.
Основные требования к библиотечной рекламе и ее организации очень значительны. Реализуя специфические задачи библиотечной политики, библиотечная реклама одновременно обладает свойствами, присущими рекламе в целом. Соединение этих двух начал образует положительно новое качество библиотечного обслуживания.
Библиотечная реклама выполняет свою специфическую, ориентирующую роль в обеспечении доступности для читателей библиотеки, ее услуг, в привлечении потенциальных пользователей. Она создает положительный имидж для библиотеки на основе раскрытия особенностей ее услуг, показа престижа данной библиотеки.
Поскольку у разных категорий пользователей различен уровень знаний о библиотеке, ее возможностях, неодинаковы потребности в этих знаниях, в соответствии с этим для каждой группы читателей должна разрабатываться, помимо общей, своя реклама, учитывающая их интересы, систему ценностей, национальные традиции, уровень образования, а также особенности предлагаемых услуг.
Эффективность рекламы во многом определяется знанием и учетом психологических механизмов ее воздействия. Существует ряд закономерностей, одна из которых – ориентация не только на потребности населения в конкретной услуге или библиотечной деятельности, но и выявление мотиваций. Маркетинговые исследования показывают, что хочет получить пользователь от библиотеки. Это важно, но не достаточно. Эффективность традиционных и новых форм работы обеспечивается знанием мотивов, побуждающих потенциальных пользователей воспользоваться услугами библиотеки.
Библиотечная реклама – целенаправленная
и обоснованная деятельность в сфере коммуникаций. Смысл этой деятельности
– расширить знания о предмете рекламы, сформировать к нему позитивное отношение
и закрепить его образ в памяти потребителей. Рекламный процесс динамичен.
Это свидетельствует о новых наиболее эффективных поисках надлежащей библиотечной
рекламы на пороге нового тысячелетия.