Ратникова О.А.

ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК

В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Кардинальные изменения, которые происходят в области управления библиотечным делом, вызванные, с одной стороны, реформой государственного управления в стране, с другой, – освоением библиотеками современных концепций менеджмента и маркетинга, находят соответствующее отражение и в методической работе. При этом перестройка управления библиотечным делом имеет заметное продвижение как в теории, так и на практике, в то время как методическая работа не получила еще соответствующего концептуального осмысления, в ее организации наблюдаются последствия деструктивных процессов.

Комплексное обновление библиотек, непрерывность этого процесса определяют в качестве главной задачи методической деятельности на данном этапе “управление изменениями”. Успешному решению этой задачи должна способствовать новая парадигма методической деятельности, устанавливающая новый характер взаимосвязей методической деятельности с процессом управления библиотекой. Выбор этой парадигмы целесообразно увязать с процессом активного освоения идей менеджмента, отличающегося от существовавшей ранее науки управления тем, что подразумевает управление на уровне хозяйствующего субъекта, действующего в рыночных условиях.

Менеджменту как процессу организации управления присущи такие составляющие элементы, как стратегическое развитие (планирование), маркетинг, инновационная деятельность и т.д. “Управление изменениями” как современная концепция методической деятельности должна прежде всего руководствоваться стратегией развития библиотеки. Отсюда вместо парадигмы методической работы, интегрированной в процесс директивного централизованного управления системой библиотек, приходит новая парадигма – стратегического ориентирования методической деятельности для каждой конкретной библиотеки путем тесной увязки методических решений с общими целями и задачами.

Новая парадигма, представляя методическую работу как часть стратегии развития, обеспечивающую процесс обновления библиотеки, дает основание для ее идентифицирования с инновационной деятельностью, инновационным процессом.

Инновационный процесс, направленный на создание, освоение и распространение инноваций (нововведений), совпадает по своей цели и конечному результату с методической деятельностью библиотеки, однако, имеет свои технологические и организационные особенности.

В условиях экономизации деятельности библиотеки проблема превращения результатов методической деятельности в продукт и товар, повышения эффективности их использования на рынке методической продукции становится достаточно острой. С этой точки зрения библиотечная продукция, чтобы быть востребованной, должна отвечать двум условиям – высокому качеству и адекватностью потребности библиотек. Этого возможно достичь прежде всего путем проведения маркетинговых исследований на стадии, предшествующей планированию методических решений, то есть адекватной изучению спроса (потребности библиотеки). С этой целью: выявляются проблемы деятельности библиотеки, требующие обновления; осуществляется изучение информационных источников (БД, публикаций в профессиональной печати, итогов семинаров и т.д.); принимается решение о выборе соответствующего варианта; определяется способ доводки (корректировка, адаптация, усовершенствование, новое аналогичное решение). К методам и процедурам маркетинга целесообразно обращаться на завершающем этапе, после создания инновации. Целью в этом случае является продвижение инновации на рынок методических решений, поиск потребителя и условий передачи их на взаимовыгодных условиях.

Поиск методических решений может осуществляться и вне рамок стратегии развития. Управленческое консультирование позволяет не только выходить за рамки принятой стратегии развития библиотеки, но и корректировать ее. Новизна ее технологии состоит в том, чтобы задать нужное направление изменений, комплексно оценив управленческую ситуацию.

Организационные основы методической деятельности в виде иерархической модели с жесткими вертикальными связями не соответствуют происходящим сущностным изменениям. Перемены заключаются в повышении роли низового звена – методических служб, как генераторов новых методических решений, формировании библиотек – методических центров регионального уровня как центров распределения потоков инноваций на основе усиления их исследовательской и обучающей функций, акцентировании внимания федеральных центров – наряду с собственными методическими разработками в результате проводимых НИР – на аналитико-синтетических обобщениях методической деятельности библиотек.

Сложившаяся система методического обеспечения библиотек, хотя и требует реформирования, продолжает оставаться организационно-функциональной основой, поддерживающей методическую деятельность библиотек. Наряду с этим методической работой начинают заниматься нетрадиционные структуры – библиотечные ассоциации и объединения, информационно-консультационные центры для библиотек, консалтинговые службы. В перспективе – большое количество разнообразных структур с различным набором методических функций, выполняемых в соответствии с уставом или на предпринимательской основе.

Hosted by uCoz