ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА БИБЛИОТЕКИ:
ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
Опираясь на научные источники и исследования конкретных библиотечных учреждений, можно дать следующее определение: организационная культура – это совокупность ожиданий, взглядов, установок и ценностей, принимаемых индивидуумами (сознательно или бессознательно), работающими в одной организации, поддерживаемая официально регламентирующими документами или неофициально на уровне “неписаных законов”.
Культура помогает выполнению библиотекой стоящих перед ней задач и защищает от дестабилизирующих факторов внешней среды. Она определяет границы, внутри которых индивидуумы взаимодействуют в повседневной жизни.
Понятие “организационная культура” не однородно. В его составе сосуществуют общее (доминирующая организационная культура) и более узкое (функциональная субкультура) понятия. Библиотечная культура может выступать в обоих качествах. Доминирующей для своих субкультур в форме микрогрупп и субкультурой в структуре головной организации (образовательной, производственной и т.п.).
Организационной культурой возможно и даже необходимо управлять. Конкретные стратегии и степень успеха зависят от силы существующей культуры и масштаба желаемых изменений. Они могут происходить на различных уровнях – индивидуальном, командном, групповом и организационном.
Первые три предполагают работу со штатом, подбором кадров, использованием различных методик для стабилизации взаимоотношений в коллективе, поддержанием традиций и обычаев, направленных к той же цели.
Организационные изменения структуры возможны только при участии руководства, способного стать или инициатором изменения (подход “сверху - вниз”), или поддержать инициативу персонала (подход “снизу – вверх”), или обратиться к независимым экспертам (экспертный подход). Руководитель, имея наибольшую власть и свободу, обладает максимальными возможностями воздействия на культуру организации, которую возглавляет.
Влияние внешней среды заставляет изменять структуру библиотеки, вводить дополнительные должностные обязанности, обновлять материально-техническую базу, осваивать новые информационные технологии и таким образом изменять менталитет сотрудников. Это, безусловно, отражается на качестве культуры организации. Сопричастность библиотечных сотрудников к повышению статуса своей профессии за счет освоения современных технологий и превращению библиотечного учреждения в более или менее самостоятельно хозяйствующий субъект придает им уверенность в собственной значимости.
Изменение культуры организации обладает малой динамикой. В особенности это актуально для такой стабильной структуры, как библиотечная. Исследования реальных библиотек различных типов показало, что возможность и, главное, желание изменений любого уровня имеют и производят только крупные научные библиотеки. В библиотеках с небольшим штатом любые изменения организационной культуры сталкиваются с сопротивлением и подавляются стабильностью существующих отношений, неизменностью структурных подразделений организации.
Формирование и привнесение нового в корпоративную культуру, приводящее к улучшению психологического климата в коллективе, становится в современных условиях глобальным стратегическим ресурсом библиотечного учреждения.