КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И
ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА В РОССИИ
К критериям, характеризующим профессионализм, относятся: совокупность теоретических и специальных знаний, методов работы; ориентация на обслуживание пользователей; создание системы профессиональной подготовки и официальных учебных программ; наличие представительной организации, следящей за соблюдением общих норм деятельности; формирование этического кодекса поведения; наличие профессиональной печати; признание со стороны неспециалистов.
В законе Российский Федерации “О библиотечном деле” (ноябрь 1994 г.) определено, что “каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации”. Данный постулат позволяет рассматривать библиотечное дело не только как средство непрерывного образования и самообразования, но и как демократический инструмент информационного обеспечения всех граждан страны.
Подготовка библиотечно-библиографических и информационных кадров в России осуществляется в учебных заведениях нескольких типов: колледжи-техникумы (дающие среднее специальное образование), институты культуры, академии и университеты, готовящие на факультетах или отделениях специалистов с высшим образованием. В последние годы в системе высшего образования субъектов РФ наметилась тенденция подготовки библиотечных специалистов, необходимых для воспитания и роста национальной интеллигенции. Многие учебные заведения страны приступили к разработке и принятию стандартов библиотечно-библиографического и информационного образования, что также успешно развивается в рамках ИФЛА.
Начиная с конца 80 – начала 90-х гг. XX в. библиотечная общественность России создала авторитетные союзы единомышленников, выступающих в качестве общественного элемента в системе управления библиотечным делом. Сложившаяся в настоящее время система общественно-профессиональных организаций обеспечивает руководство библиотечной профессией, формирует общественное мнение и профессиональное сознание, содействует формированию нового отношения общества к библиотеке и библиотечным работникам.
Разработку, широкое обсуждение и принятие “Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря” завершила Московская библиотечная ассоциация. С инициативой разработки “Кодекса профессиональной этики библиотекаря в рамках Библиотечной ассамблеи Евразии выступило Отделение библиотековедения Международной академии информатизации, в состав которого входит большое число отечественных ученых и специалистов библиотечного дела.
Бесспорным показателем уровня развития библиотечного дела, библиотечной культуры является наличие профессиональной печати. К центральной профессиональной печати, раскрывающей интеллектуальные и духовные богатства, накопленные многими поколениями библиотекарей-практиков и теоретиков, присоединились региональные издания, выпускаемые областными, республиканскими, национальными библиотеками, играющие заметную роль в обновлении профессионального сознания библиотечных кадров. Появляющееся видовое и жанровое многообразие профессиональных изданий (например, информационный бюллетень НБ Республики Марий Эл им. С.Г. Чавайна “Библиотечный вестник” издается с декабря 1977 г.; с января 1998 г. издается литературно-художественный журнал “Моя библиотека” в г. Нижневартовске, Ханты-Мансийский округ; издательство “Либерея-Бибинформ” с 1995 г. издает журнал-сборник сценариев для библиотек) позволяет повысить информированность профессионального сообщества и престиж библиотечной профессии, координировать усилия библиотекарей, стимулировать развитие библиотечного дела в регионах и в стране.
Указом Президента России учрежден Общероссийский день библиотек, ежегодно отмечаемый с 1996 г. как профессиональный праздник библиотечных и информационных работников. Многолетние усилия специалистов-профессионалов по развитию библиотечного дела нашли широкое признание со стороны общественности страны.
Рассмотренные нами явления свидетельствуют о динамичном развитии библиотечного дела, его способности отвечать современным требованиям и мировому уровню развития, подтверждая мнение о достаточно высоком профессионализме библиотечных работников России.