Злотникова З.И

КЛАССЫ ПРОЕКТОВ В БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЕ

Одним из значимых направлений, сформированных в менеджменте второй половины XX в., стало проектное управление. К его определению существуют различные подходы. Проектное управление характеризуют как тип менеджмента, метод управления, организационную структуру для разработки программ и проектов. Несмотря на различие подходов, проектное управление характеризуют некоторые общие параметры: проблемно обозначенный объект управления; механизм управления, ориентированный на комплексное решение проблем и адекватный структуре проблемы; процессы управления, отражающие последовательность решения проблемы и связанность ее структурных элементов во времени и пространстве; система управления, включающая специализированные звенья управления проектами.

Анализ состояния библиотечной деятельности на фоне социально-экономического реформирования российской действительности позволяет выявить факторы, предопределяющие актуальность использования методологии управления проектами и в библиотечной сфере. Ключевым фактором выступают широкие преобразования в самых различных областях библиотечной деятельности, что требует разработки механизма управления реформами.

Другим фактором является возрастающая сложность и комплексность проблематики, реализуемой на уровне библиотеки. Этот фактор в определенной мере привел к возникновению форм управления проектами и программами в бывшем СССР, отображавшими своеобразие существовавшего тогда социального, экономического и идеологического окружения проектов. К таким формам, прежде всего, относится программно-целевое управление, широко использовавшееся в руководстве централизованными библиотечными системами, в организации методической работы и др.

В настоящее время наиболее разработанным элементом организационно-методического обеспечения является процесс формирования целевых комплексных программ. В то же время именно проблемы, возникающие на стадии разработки проекта, остаются пока открытыми.

Принципиальным вопросом методологии современного управления проектами является дифференцированный подход, определяемый спецификой проблемных полей, характерных для того или иного региона. В современной методике программирования различают три класса программ, в которых участвуют библиотеки: мегапроекты, мультипроекты, монопроекты. Мегапроект (пример “Пушкинская библиотека”) – целевая программа, содержащая множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью. Мультипроект (пример “Наследие: сохранение и пропаганда литературы и других материалов о Дмитровском крае”) – комплексная программа, связанная с определением направлений стратегического развития библиотек. Монопроект (к примеру, “Формирование информационной среды г.Дмитрова) – узкий целевой масштаб с четким кругом задач основных направлений развития конкретной библиотеки. Помимо указанных типов, практическая деятельность библиотек МУ “ЦБС Дмитровского района” показала необходимость дополнения существующей классификации еще двумя видами проектов – малый и международный. Малые проекты чаще всего используются в небольших публичных библиотеках. Они невелики по масштабу, ограничены объемами и временными рамками. Значительная часть из них проектируется и реализуется в связи с какими-либо знаменательными событиями в конкретном регионе. Малые проекты допускают ряд упрощений в процедуре проектирования и реализации, формировании команды проекта. Международные проекты отличаются значительной сложностью и стоимостью. Пример тому “Проект развития публичных библиотек в соответствии с РНАRЕ программой Европейского Союза”, цель которого развить навыки и знания современного управления публичными библиотеками в Центральной и Восточной Европе.

Исходя из содержательных признаков, библиотечные проекты можно разделить на: информационные, социальные, культурно-досуговые.

Методология программирования имеет для библиотек принципиальное значение. Типология проектов и программ расширяет возможности применения методики управления проектами в библиотечной сфере.

Hosted by uCoz