ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
СФЕРЫ ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ОТКРЫТОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Конец второго и начало третьего тысячелетия ставят перед специалистами и исследователями различных областей человеческой деятельности, в том числе науки, культуры и искусства, целый ряд проблем, от своевременного и нетривиального подхода к решению которых будет зависеть их развитие.
Процесс информатизации и виртуализации сфер занятости человека ведет к формированию открытого информационного общества, свободного от пространственных, временных и иных границ.
Ряд проблем, обусловленных формированием открытого информационного общества и дальнейшим развитием информационной сферы, концентрирует внимание на вопросах, связанных с такой неотъемлемой их составляющей, как информационные ресурсы.
Выявление существования и прогрессивного развития одного из промежуточных уровней инфосферы – артосферы (как конгломерата искусств с космической проекцией художественной культуры на земную цивилизацию) позволяет говорить о нарастании “снежного кома” порождаемых ею многочисленных документов, к которым относятся материалы на всех имеющихся в век информации носителях.
Совокупность различного рода документов артосферы, олицетворяющих собой феномены мировой художественной культуры, следует определить как информационные ресурсы этой области человеческой деятельности.
С выявлением информационных ресурсов артосферы возникает ряд проблем самого различного характера. Это вопросы собственно трактовки понятия, исследования генезиса, особенностей истории развития, современного состояния, тенденций развития, а также проблемы, связанные с классификацией, типологией, иерархией и иными аспектами изучения данного культурологического феномена.
Одной из важнейших, на наш взгляд, проблем информационных ресурсов артосферы является проблема сбора отраслевыми информационными центрами и библиотеками (например, Российской академии художеств, Всероссийского государственного института кинематографии, Госфильмофонда, Российской академии театрального искусства и др.) существующих и возникающих вновь документов (от первых подготовительных набросков до собственно произведений искусства).
В открытом информационном обществе не может не возникнуть проблема правильного хранения феноменов искусства выше обозначенными и другими соответствующими организациями и учреждениями. Формированием открытого информационного общества будет обусловлена проблема целенаправленного и полноценного использования потребителями информационных ресурсов артосферы в любом месте, в любое время и в удобной для их восприятия форме.
Отсюда следующей существенной проблемой представляется проблема виртуализации документов искусства (в первую очередь это касается всего спектра подготовительных материалов творческого процесса и собственно произведений художников в широком понимании этого слова).
Достаточно актуальным для формирования открытого информационного общества является проведение теоретических изысканий, касающихся прямо или косвенно информационных ресурсов артосферы. Постановка подобных проблем, рассмотрение последних в виде объектов и соответствующих предметов исследования обусловлено сегодня развитием таких наук, как информациология, философия, культурология, социология, искусствоведение и пр.
Обозначенная часть проблем, связанных с информационными ресурсами сферы искусства, затрагиваемая в контексте формирования открытого информационного общества, может оказать действенное влияние на развитие различных сторон жизнедеятельности человека, в том числе на библиотечное дело-2000.