К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ
НАЦИОНАЛЬНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В последние годы в печати довольно активно обсуждается концепция распределенного национального библиотечного фонда (РНБФ), определяемого как “совокупность всех фондов, учтенных в общедоступных базах данных и доступных пользователям при личном посещении или через межбиблиотечный абонемент”. Совокупный документный фонд библиотек республики как субъекта Российской Федерации выступает, с одной стороны, частью РНБФ страны, а с другой – является национальным достоянием Республики Татарстан как суверенного национально-государственного образования в составе Российской Федерации. Последнее обстоятельство дает основания рассматривать концепцию формирования национального библиотечного фонда применительно к Республике Татарстан. Более того, данная проблема приобретает актуальность в связи с принятием в республике Закона “О библиотечном деле” (1998) и необходимостью решить многие вопросы, определяющие развитие библиотечных фондов как сегодня, так и в перспективе.
Татарстан является многонациональным государственным образованием, в котором проживают представители 107 национальностей. Среди них основную массу составляют татары, русские, далее по численности идут чуваши, мордва, удмурты, марийцы и др. Несмотря на то, что в последние годы наблюдается повышение спроса на литературу на национальных языках (в особенности, на учебную, справочную, научно-познавательную, художественную и т.д.), обеспеченность ею невелика. Так, в 1998 г. в нашей республике на жителя татарской национальности приходилось в среднем 2,1 книги на родном языке, на жителя русской национальности – в среднем 9 книг. Хуже обеспечены литературой на родном языке жители некоренной национальности, компактно или дисперсно проживающие в районах республики. Так, в 1998 г. среднереспубликанский показатель книгообеспеченности на одного жителя составил: на чувашском языке – 0,8, на удмуртском – 0,7, на марийском – 0,5, на мордовском – 0,03. Поэтому проблема обеспечения читателей литературой на национальных языках требует изучения и разрешения.
Негативные явления в библиотечной практике (отсутствие стабильного финансирования, разрушение системы централизованного книгоснабжения, децентрализация и коммерциализация книгоиздания и др.) привели к уменьшению новых поступлений в библиотеки. Как известно, основу национального библиотечного фонда любого уровня (общегосударственного, республиканского) составляет обязательный экземпляр (ОЭ). Однако имеются пробелы в обеспечении главной библиотеки республики обязательным экземпляром, даже бесплатным местным. В Татарстане функционируют имеющие лицензию более 130 книгоиздающих организаций и фирм. Доставка бесплатного местного ОЭ в Национальную библиотеку из государственных издательств осуществляется, хотя и с опозданием, с исчерпывающей полнотой. Издания же частных фирм, организаций приходится искать, используя разные пути и способы. Остро стоит вопрос по комплектованию аудио– и видеоматериалами, компакт-дисками. Имеются также трудности в приобретении книг, издаваемых на татарском языке в других регионах России. Однако оптимизм вселяет то, что в настоящее время разработан проект закона об обязательном экземпляре документов и внесен на рассмотрение Госсовета Татарстана. Такой закон содействовал бы разрешению многих проблем обеспечения крупных библиотек республики местной печатной продукцией.
Значимость решения проблемы полноты ОЭ (российского платного и местного бесплатного) как источника комплектования фондов Национальной библиотеки очевидна, ибо данная библиотека выступает государственным хранилищем национальной и краеведческой литературы. Статья 21 Закона Республики Татарстан “О библиотеках и библиотечном деле” гласит, что одной из функций Национальной библиотеки является “формирование на принципах исчерпывающей полноты и вечности хранения фонда краеведческой и татарской литературы, изданной на территории республики, а также за ее пределами”. Отсюда вытекает еще одна, не менее важная проблема – создание страховых библиотечных фондов республики. В этом направлении Национальной библиотекой уже сделаны первые шаги. Предстоит составить и реализовать в перспективе целевую программу формирования страховых фондов республики, в первую очередь, на базе фондов Национальной библиотеки Татарстана.
Компьютеризация библиотек республики, формирование электронных баз данных создали реальные возможности для вхождения как в национальное информационное пространство (в масштабе республики, страны), так и в мировое – через Интернет. В этом направлении крупные библиотеки республики работают довольно активно.
Национальный библиотечный фонд республики выступает составной частью совокупности документальных собраний, формируемых наряду с библиотеками, и другими информационными учреждениями (Книжной палатой республики, архивами, музеями и др.). Это, в свою очередь, ставит необходимость активизации взаимодействия информационных учреждений при формировании и использовании документных фондов республики.