ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПЛАТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ
В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЕ
Функционирование библиотеки в условиях смены экономической формации и формирующегося рынка вызвали изменение экономических отношений в библиотечной сфере в целом и в дополнительной платной деятельности (ДПД) в частности. Условиями и предпосылками для преобразования экономических отношений в области ДПД стало проведение в стране приватизации, а также демократизации общественной жизни и системы государственного управления. В результате перераспределения общенародной собственности большая часть государственных библиотек оказалась в федеральной, региональной и муниципальной собственности. Библиотеки государственных предприятий в результате приватизации последних оказались в корпоративной и фирменной собственности. Демократизация общественной жизни стимулировала развитие сети библиотек, находящихся в собственности различных общественных объединений и некоммерческих организаций. Вызванное этими процессами формирование сети библиотек многообразных форм собственности и резкий рост численности собственников в библиотечной сфере привели к кардинальным изменениям как в системе экономических отношений между субъектами ДПД, так и в механизмах их регулирования. Множественность производителей платных библиотечно-информационных продукции и услуг усилили конкуренцию между ними.
Экономические отношения в области ДПД, в отличие от основной деятельности, имеют одну важную особенность. Они являются отношениями рыночного типа, для которых характерны, в частности, конкуренция и самостоятельность производителя в подходах к ценообразованию. Основой для формирования новых экономических отношений рыночного типа в области ДПД послужило углубление процессов приватизации и их распространение на продукты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность). Поскольку платные продукты создаются библиотечными работниками, как правило, вне плана, сверхнормативно, они не относятся к служебным произведениям, а являются собственностью их производителя. Отсюда и усиление прав и ответственности библиотеки как хозяйствующего субъекта в регулировании ДПД. Номенклатура платных продукции и услуг, технологии их производства, а также уровень использования государственных и муниципальных ресурсов для их производства в каждой конкретной библиотеки различны. В качестве основных регуляторов в библиотеках широко применяются маркетинговые механизмы – цена, реклама и т.п. В силу этого разграничение прав и обязанностей учредителя, администрации библиотеки, коллектива производителей и потребителей нуждаются в дополнительном регулировании уже на уровне хозяйствующего субъекта.
Для 90-х гг. в целом и особенно второй половины характерна правовая доминанта в регулировании экономических отношений в области ДПД библиотек в отличие от директивных ведомственно-отраслевых подходов 1980-х гг. Федеральные и значительная часть региональных законов закрепили определенную автономность и усилили права библиотек-производителей в формировании номенклатуры платных продукции и услуг, ценообразовании и распоряжении доходами, полученными от их реализации. Отношения учредителя-собственника и библиотеки-производителя стали носить более цивилизованный правовой характер. Правовое регулирование всего спектра экономических отношений в области ДПД на уровне библиотеки – хозяйствующего субъекта осуществляется с помощью разнообразных положений (“О платных услугах”, “Об отделе (секторе, группе) маркетинга”, “О внебюджетных источниках финансирования”, “О премировании и материальном стимулировании” и т.п.), а также различных договоров (“Правила пользования библиотекой”, “О передаче научно-технической продукции”, “О библиотечно-информационном обслуживании” и т.п.). Таким образом, можно констатировать, что в 90-е гг. в области ДПД обозначился новый этап формирования экономических отношений рыночного типа и правовых механизмов их регулирования.
Несмотря на определенные успехи в правовом регулировании экономических отношений в области ДПД библиотек, достигнутые в 90-е гг., целостная система все еще не сложилась. Это касается, прежде всего, недостаточно развитого правового поля функционирования библиотечных структурных подразделений различных бюджетных организаций (библиотек, не являющихся самостоятельными хозяйствующими субъектами). Имеется определенный вакуум и в правовом регулировании отношений библиотек с государством, и в правовой культуре библиотечных кадров, касающихся собственно ДПД. Известно, сколь огромную роль играет политика государства в этом направлении. Протекционистские меры государства, направленные на налоговое и таможенное льготирование, на стимулирование ДПД сопровождаются усилением наблюдения, контроля, а порой и прямого вмешательства государственных и муниципальных органов экономического управления в практику платной деятельности библиотек.
Библиоменеджеры в силу недостаточного теоретического осмысления изменений произошедших в экономических отношениях, и все еще не сложившейся системы правового регулирования ДПД по всем его составляющим зачастую бессильны в разрешении возникающих коллизий. К тому же, многие важные положения освоены ими недостаточно и не находят должного отражения в нормативно-правовой документации библиотек, в том числе ценообразование, бухгалтерский учет, калькулирование и т.п. Очевидно, что для повышения эффективности управления ДПД библиотеки крайне важно осмысление и освоение всего спектра экономических отношений, возникающих в процессе ее осуществления.