Савич Л.Е., Калегина О.А.

ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА –

АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В современном обществе информация оказывает все большее влияние на развитие и протекание социальных, экономических, культурных процессов. Особенно это сказывается на молодежи как наиболее восприимчивой и наименее эмоционально устойчивой группе населения.

Информация – одно из основных условий самореализации молодежи в различных ситуациях. Несмотря на то, что м живем в век информации и огромное количество информации является полезной, специальная информация для молодежи и о молодежи становится необходимой в сложном и динамично развивающемся обществе, которое предлагает большой выбор возможностей, в том числе получения информации из различных источников, различной по содержанию.

Согласно исследованиям 75% молодых людей испытывают затруднения в поиске информации о путях решения жизненно важных для себя вопросов: где получить образование, какие права имеет молодая семья, какие организации занимаются реабилитацией инвалидов, где можно подработать в каникулы, в каких лагерях можно отдохнуть и поправить здоровье. И только 2% руководителей молодежной политики не имеют затруднений в поиске и получении нужной информации.

Отсутствие статистической, фактографической, аналитической и другой информации о состоянии молодежной среды влияет на обоснованность принятия управленческих решений в сфере государственной молодежной политики, ее формировании и перспективах как в целом, так и на региональном уровне. Информационное обеспечение жизнедеятельности молодежи в соответствии с президентской программой “Молодежь России” является одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики. Поэтому значимость создания системы информационных служб по проблемам молодежи бесспорна. Информационное обслуживание, организованное на должном уровне, улучшает молодежную и социальную ситуацию через формирование управленческой культуры, создание привычки пользоваться достоверной информацией при принятии решений, разрешении различных проблем. Для эффективного функционирования эта система нуждается в определении и обосновании направлений работы, основой чему должно стать выявление и анализ информационных потребностей (ИП) молодежи и руководителей молодежной политики.

Информационные потребности – это обобщающее понятие, обозначающее совокупность коммуникационных, мнемонических, познавательных, регуляционных, эстетических потребностей, которые способна удовлетворить социальная информация. Формирование ИП происходит под воздействием как материальных, так и духовных факторов при главенстве материальных. Наряду с деятельностью на формирование ИП влияет и такой фактор, как производство информации и средства ее доведения до потребителя.

Для удовлетворения информационных потребностей важно знать не только их тематическую структуру, но и количественное соотношение информации различных тематических групп потребностей, потребности в текущей и ретроспективной, отраслевой и межотраслевой, фактографической и концептографической информации. Следует иметь в виду и то, что спрос на информацию и информационные услуги является целевым и вторичным, т.е., обусловлен необходимостью удовлетворения других потребностей. Спрос на услуги намного более субъективен, чем потребности.

Изложенное позволяет сделать выводы:

1. Информационные потребности молодежной среды, их изучение, удовлетворение, развитие нуждаются в постоянном мониторинге и осмыслении.

2. Изучение потребностей в информации должно быть приоритетным и опережающим, чтобы его можно было положить в основу формирования молодежной политики, в частности, программы информационного обеспечения проблем молодежи.

К настоящему времени в Республике Татарстан изученность информационных потребностей молодежной среды (молодежи и руководителей молодежной политики) недостаточна, чтобы планировать их обеспечение, формировать молодежную политику в целом. Эта проблемная ситуация может быть разрешена путем сбора необходимой эмпирической информации, для чего предлагается проведение социологического исследования “Информационные потребности молодежной среды Республики Татарстан”. Его целью является изучение информационных потребностей молодежи и руководителей молодежной политики Республики Татарстан с последующей разработкой рекомендаций по созданию и функционированию системы информационных служб по проблемам молодежи в РТ.

Hosted by uCoz