Иванова Г.А.

ЮНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

На современном этапе читательская деятельность детей, подростков и юношества во многом обусловлена процессами информатизации общества, изменениями, происходящими в области образования и воспитания подрастающего поколения.

Сопоставление различных данных исследований, анализ материалов международных научных конференций “Детское чтение: феномен и традиция в конце XX столетия” (Санкт-Петербург, 1999 г.), “Детское чтение на рубеже веков: проблемы, исследования, прогнозы” (Иванове, 1999 г.), исследования РГДБ, РГЮБ, кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ позволяют утверждать, что ценность чтения для юных россиян пока еще значительна, особенно растет значимость учебного чтения. Бурное развитие средств массовой информации повысило уровень информационной осведомленности юных читателей. Вместе с тем личностно значимый интерес к чтению у многих учащихся не сформирован. Падает роль свободного чтения, чтения “для души”. Все больше оно вытесняется музыкой, видео, компьютерными играми, просмотром телепередач. Материалы исследования ГРЮБ 90-х гг. показали, что лишь меньшую часть юношества отличает углубленный интерес к высокой культуре, к художественной и научной классике.

Чтение каждого поколения юных читателей имеет свои особенности в связи с изменениями в обществе. Мы сегодня, к сожалению, не располагаем общей картиной чтения детей, подростков и юношества России. Имеются данные лишь отдельных локальных исследований. Однако в стране накоплен прекрасный опыт проведения крупномасштабных исследований в области детского и юношеского чтения.

Этапным явилось исследование “Книга и чтение в жизни небольших городов”, которое проводилось в 60-е гг. Этим исследованием был подведен определенный итог в области изучения типических проявлений возрастных свойств детей, подростков и юношества как читателей.

В 60–70-е гг. исследователи вышли на качественно новый уровень изучения детского и юношеского чтения. Одно из таких исследований, которое имело комплексный характер и было направлено на повышение качества чтения подрастающего поколения и его духовное развитие – это “Дифференцированное руководство чтением детей в зависимости от восприятия ими разных видов и жанров литературы”. Исследование было завершено в 1980 г. на кафедре детской литературы и библиотечной работы с детьми ЛГИК. Оно проводилось на базе ряда областных и республиканских детских библиотек страны в тесном содружестве с кафедрами детской литературы других вузов. Полностью разделяю принципиальную позицию исследователей: изучить прежде всего сами виды и жанры литературы, так как без понимания их природы, качественного своеобразия невозможно изучение читательского восприятия.

Такой подход был положен в основу многих исследований, проводимых на кафедре детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ. Например, В.М. Соломоденко изучала особенности чтения и восприятия подростками научно-фантастической литературы, А.Д. Бубнов – литературы о путешествиях и путешественниках, Е.Р. Левина – публицистики, Г.В. Давидович, А.Э. Лебедева – классической литературы.

Кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством МГУКИ проводит социологическое исследование “Юный читатель на пороге третьего тысячелетия”. Исследовательская группа состоит из представителей РГБ, РГЮБ, РГДБ. Главное достоинство программы исследования, которую подготовила доктор педагогических наук, профессор Н.Е. Добрынина, – ее актуальность, соответствие новейшим концепциям и тенденциям развития педагогической науки, как отечественной, так и зарубежной. В центре внимания исследователей процесс несоответствия между задачами формирования социальной, творческой, высоконравственной личности и уровнем, а также качеством овладения детьми, подростками и юношеством ценностями литературной культуры. Исследователи изучают три комплекса взаимосвязанных проблем: место чтения в структуре формирующейся личности; содержание чтения, его диапазон, круг предпочитаемых авторов и книг, мотивы обращения к литературе и критерии читательских оценок; роль библиотеки в системе источников информации и получения литературы юными читателями. Комплекс этих проблем рассматривался и ранее – в региональных и централизованных исследованиях. Но прошло, например, 30 лет после исследования “Книга и чтение в жизни небольших городов”, поэтому важно проследить изменения, происшедшие в чтении подрастающего поколения. Кроме того, возрастной состав читателей не ограничивается учащимися, а включает и дошкольников, и география предстоящей работы расширяется за счет стран СНГ – все это позволит ввести в научный оборот новые эмпирические данные и углубить обобщение.

Новый подход в исследовании осуществляется по четырем направлениям: чтение литературы по естествознанию и технике как реализация информационных запросов юных читателей; чтение литературы по истории как средство формирования гражданского сознания школьников; чтение родной и инонациональной художественной литературы, а также литературы по искусству в системе эстетического, нравственного, патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Такой подход в крупном исследовании чтения предпринят впервые. Он вполне перспективен.

Время отрицания воспитания прошло. Библиотекари и студенты при осуществлении задач изучения чтения молодого поколения должны руководствоваться принципом: изучая читателя, одновременно развивать и направлять его запросы и интересы, способствовать формированию более высокого уровня восприятия литературных произведений, воспитывать у юных библиотечно-информационную культуру. Не должно проводится резкой грани между изучением читателя и его воспитанием. Методика основана на том, что библиотекарь изучает дошкольника или учащегося в процессе общения на основе принципов педагогики сотворчества.

Многообразие и сложность процесса и результата воздействия произведений искусства предполагает создание новых методик, адаптацию имеющихся, позволяющих изучать структуру, механизм восприятия, мотивацию художественных и познавательных интересов, типологические, индивидуальные и коллективные реакции читателей, зрителей, слушателей.

Наш опыт по изучению читателей показывает, что подростки, старшеклассники и студенты охотно пишут читательские автобиографии. Радует, в некоторых из них отмечается, что в жизнь современных школьников вошли и книга, и компьютер, и телевизор, и Интернет и что они не представляют себя без книги. Даже сравнительно небольшое число читательских автобиографий дает исследователям интересный материал для обобщения.

В 2000 г. МГУКИ отмечает 70-летний юбилей. И вновь специалисты обсудят проблемы детского и юношеского чтения на международной научной конференции “Юный читатель и проблемы профессиональной подготовки кадров для библиотечной работы с подрастающим поколением”, по материалам которой будет издан сборник научных трудов.

Дальнейшая разработка проблем детского и юношеского чтения, а также профессиональной подготовки кадров предполагает создание соответствующего научного центра. Во многих странах мира имеются институты детского и юношеского чтения. Создание такого института в нашей стране – насущная задача времени.

Hosted by uCoz