ВЛИЯНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОНИМАНИЯ В БИБЛИОТЕЧНОМ ОБЩЕНИИ
Взаимопонимание в диалоге библиотекаря и читателя зависит от коммуникативных умений и навыков партнеров по общению. Понимать язык мимики и жестов, уметь слушать собеседника, осуществлять самоконтроль в процессе общения, проявлять эмпатию – необходимые условия для успешного ведения диалога.
С целью определения роли данных условий для осуществления эффективного понимания в диалоге библиотекаря и читателя было проведено исследование среди учащихся старших классов на базе массовых библиотек, а также библиотеки лицея философии планетарного гуманизма г. Самары. Для проведения данного исследования был использован метод тестового опроса. Опрошено около 100 читателей.
Прежде всего важно было выяснить, какое место отводят читатели-старшеклас-сники пониманию среди целей взаимодействия с библиотекарем. Оказалось, что на первые места среди них учащиеся ставят выбор книг и других документов, получение информации о новой литературе. Желание найти взаимопонимание с библиотекарем не часто оказывалось на первом месте, что указывает на недоразвитость представлений о роли понимания в общении.
Было проведено также исследование коммуникативных умений и навыков учащихся и уровня их эмпатийности. В целом читатели-старшеклассники продемонстрировали достаточно высокий уровень коммуникативных умений и навыков. Например, 20% учащихся умеют слушать собеседника “отлично”, 65% – “хорошо”, 15% – “посредственно”. По результатам проверки уровня эмпатийности оказалось, что 75% учащихся обладают очень высоким уровнем, 20% – высоким, 5% – нормальным и т.д. Таким образом, способность к пониманию в процессе диалога у читателей-старшеклассников достаточно высока.
Это одна из сторон данной проблемы. Случаи непонимания в процессах библиотечного общения достаточно часты, и они связаны, на наш взгляд, с содержательной стороной диалога. Терминологические барьеры, неумение глубоко анализировать, синтезировать полученную информацию, использовать приемы уточнения, перефразирования, резюмирования, применять разные виды вопросов (открытые и закрытые; констатирующие, интерпретирующие, на идентификацию и др.) – все это требует дальнейшего исследования, а также выработки методик, позволяющих повысить эффективность библиотечного общения на основе глубокого изучения внутренних механизмов понимания с привлечением достижений герменевтики, психологии, лингвистики.