ДЕТИ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ И БИБЛИОТЕКИ
Сегодня в России уже строится информационное общество, в котором будут жить и работать наши дети. Накануне ХХI в. ситуация в сфере информации радикально меняется: быстрый рост количества информации, развитие средств массовой информации и новых технологий ее обработки и передачи, распространение глобальных информационных сетей, – все это заставляет нас задуматься над тем, как подготовить новое поколение к расширяющемуся информационному миру.
Поскольку дети в любом обществе всегда были и будут его будущим, во всех развитых странах все большее значение уделяется детству: вопросам развития детей, их образования и жизнеобеспечения, культурного развития. Здесь права детей признаются приоритетными. В Конвенции приводятся положения о праве детей на получение информации, образование и культурное развитие. В статье 13 говорится о том, что дети имеют право на поиск, получение и передачу информации любым способом, согласно статье 17 государство обязано обеспечить доступ детей к информации и материалам из различных национальных и международных источников. В статье 6 подчеркивается, что государство обязано обеспечить выживание и наилучшее развитие ребенка.
Исполнилось десять лет с момента подписания Россией Конвенции о правах ребенка. Однако в России недостаточно развито законодательство в ряде областей по обеспечению этих прав детей, а уже принятые законы далеко не всегда выполняются. Исследования говорят о том, что сегодня права детей ущемлены. Основной проблемой в реализации права детей на получение ими информации остается отсутствие у них возможностей. Это связано с рядом причин, и в том числе с “книжным” и “информационным” голодом в ряде регионов России. Так, согласно данным исследований, еще в начале 90-х гг. каждый третий ребенок не мог нигде найти нужную ему книгу. К концу 90-х гг. эта ситуация не улучшилась. Несмотря на рост числа наименований, что обусловило относительное разнообразие печатной продукции, значительно упали тиражи изданий многих детских книг. Продолжающийся рост цен как на книги, так и периодику для детей и подростков приводит к недоступности этих изданий, в результате чего семьи и большая часть детских, школьных, городских и сельских библиотек не могут их приобрести. Эти и другие причины привели в 90-е гг. к снижению интереса детей к чтению, что особенно заметно на падении интереса к “свободному” чтению (или “чтению для души”). Сегодня чтение занимает в числе досуговых занятий не первое (как в 70-80 -е гг.), а четвертое-пятое места. (Тогда как на первом месте – телевидение, которое сегодня играет довольно большую роль в жизни ребенка и подростка, в том числе и как источник получения информации, как правило, далеко не лучшего качества).
Вместе с тем в наши дни, в период значительных перемен в системе образования, особенно возросли потребности школьников в информации, связанной с введением новых предметов, развитием новых программ, ростом количества альтернативных учебных заведений – школ, гимназий, лицеев. Это приводит к тому, что во многих регионах России значительно возрос приток читателей-школьников в библиотеки – детские и школьные. Но поскольку многие школьные библиотеки с трудом получают даже учебники, то сегодня число запросов в детских библиотеках на информацию и литературу в помощь школьной программе составляет 60–90%. Многие библиотеки в условиях отсутствия средств на комплектование и роста цен на печатную продукцию не могут предоставить эту новую информацию и материалы своим юным читателям. О существовании “информационного голода” говорят данные всероссийского исследования “Российские подростки в информационном мире” (проведенного в конце 90-х гг.): почти каждый третий подросток сталкивался с отказом на предоставление ему информации, около 30% из них были в ситуации, когда информация так и не была найдена. В целом же процесс получения информации подростками носит стихийный характер. Спрос детской аудитории на специализированные детские и юношеские материалы и программы существенно превышает предложение.
Однако сегодня, в условиях развития новых носителей информации, детям требуется не только печатная продукция, но и аудио- и видеоматериалы, обучающие программы и мультимедиа. Поэтому острой задачей становится обеспечение прав ребенка на информацию, записанную на различных носителях, создание для детей информационно-насыщенной и в то же время развивающей окружающей среды. Эту задачу сегодня решают многие детские библиотеки – региональные центры (а также редкие школьные библиотеки, библиотеки гимназий и др.). В них создается комфортная и развивающая личность ребенка среда, где дети могут познакомиться с лучшими детскими книгами, детскими журналами, мультфильмами, развивающими компьютерными программами и играми и другой продукцией для детей. В связи с этим общей тенденцией развития библиотек становится накопление в фондах разнообразных носителей информации, на базе детских и юношеских библиотек создаются медиатеки.
Общей тенденцией, постепенно набирающей силу, является подключение наиболее крупных детских и юношеских библиотек – региональных центров к Интернет, предоставление юным информации с помощью этих новых, экстенсивно развивающихся, ресурсов.
Проблемы, которые можно обозначить в этой сфере уже сегодня:
·накопление информации по детству и для детей на разных носителях, как традиционных (книга, периодические издания), так и новых (аудио- и видеоматериалы, мультимедиа и др.);
·хранение этой информации;
·отбор информации и материалов для детей с учетом специфики детства;
·предоставление информации юным пользователям; обеспечение им свободного доступа к информационным ресурсам России и мира;
·обучение юных пользователей информации, ее языку, умению работать с ней (компьютерной грамотности, информационной грамотности, получение основ “медиаобразования”).
Особенно актуальными также становятся:
Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства для реализации прав ребенка по решению перечисленных проблем. В России должны быть созданы законы о детях и СМК, обеспечивающие реализацию прав детей и юношества на получение ценностей культуры и свободный доступ к информации. Необходимо такое осмысление духовных проблем детства и проведение такой политики в этой сфере, когда государство будет заботиться не только о выживании детей, но и их духовном развитии. Частью этой политики является помощь библиотекам, хранящим и передающим информацию и культурное наследие для детей – детским, школьным, юношеским и другим, чьей заботой является помощь детству.