Тушевская И.А.

КОНФЛИКТНЫЕ ЗОНЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ КНИГИ

Игра как область социально-культурологического феномена общественного развития активно исследуется целым рядом специальных научных дисциплин. Психология, педагогика, философия, медицина оперируют различными концептуальными разработками, посвященными игровой деятельности и результатам этой деятельности.

Последние годы ознаменованы изучением влияния игры при организации детского чтения, в процессе воспитания книжной культуры, решении комплексных образовательных и развивающих проблем.

Традиционный для детского книгоиздания тип детской книжки-игрушки подвергается научным и прикладным исследованиям, целью которых является осмысление роли специфически организованных книжных форм в стадиальном развитии личности ребенка.

Поиски методологически обоснованных решений при создании игровых книг для детей реализуются появлением на книжном рынке множества инновационных изданий, несущих в себе разноуровневые игровые модели и отличающихся применением различных материалов, определяющих конструктивное использование их в игровой практической деятельности ребенка.

Оформление игровой книги в самостоятельное и самодостаточное направление детского книгоиздания приводит к осознанию необходимости исследования вопросов использования ее в системе детского чтения. Нормативные документы, определяющие видовой состав книг-игрушек, носят в большей степени декларативный, констатирующий характер, нежели определяющие их ценностный потенциал.

Открытым остается вопрос о зонах использования книжек-игрушек. Возрастная ориентация издания как основная категория, регулирующая детское чтение, в данном случае представляется недостаточной в силу невозможности искусственного моделирования игровой ситуации, а также по причине укрупненных читательских групп, выделяемых библиотековедением и зафиксированных в регламентирующих документах.

Категория “дошкольного детства” показательна для детского чтения в широком смысле определения читательских приоритетов, потенциальных читательских возможностей и потребностей, выявления тематического диапазона и лингвистических особенностей литературных источников. Для определения же множества частных практических задач по использованию книг игровой направленности в детском чтении такая категория представляется размытой, слишком общей, не позволяющей выявить ключевые аспекты специфических этапов в развитии детей раннего возраста.

Теория игровой деятельности манипулирует мелковозрастными диапазонами, четко определяющими когнитивные временные позиции детства. Поэтому видится потребность срастания позиций теории и практики библиотечного дела с концептуальными теоретическими и практическими наработками возрастной дифференцированной психологии и педагогики детства.

В настоящее время идет процесс оформления единой теории игры, формируются и прикладные методики, дифференцирующие ценностные показатели творческого потенциала игровой деятельности. В соответствии с основными, функциональными направлениями игровой деятельности ребенка образуются и книжные формы, призванные реализовать ее процессуальные и результативные компоненты в специфически организованной книжной культуре. Ярко выделяются в современной игровой книге для малышей издания “недирективного” игрового наполнения. Книжки, рассчитанные на спонтанность вовлечения ребенка в игровой процесс, отрицающие “задуманный взрослыми” результат.

Уникальность применения такого рода книг заключается в отсутствии заданной программы чтения. Очевидно, что работа библиотекаря с такими книгами для детей строится на принципиально иных основаниях, отличающихся от традиционной схемы руководства детским чтением. Недопустимо при использовании книг-игрушек “недирективного” игрового наполнения закладывать идею ложного результата. “Стань лучше, стань умнее, стань более умелым, стань более ловким…” – как часто мы говорим и думаем так, вкладывая в руки малыша полезные (на наш взгляд) детские книги. В данном случае руководитель детского чтения должен принимать ребенка таким, каков он есть, и с помощью игровой книги помогать ему в самоосознании, в постройке комфортных условий будущего роста (интеллектуального, нравственного, эстетического).

Целеобразование игровой деятельности с использованием книжек-игрушек определяется как реализация детского самоуправления. Индивидуальный темп работы с книжкой-игрушкой, свободный выбор игровых фрагментов, определение личностного интереса, право на отрицание предложенной игровой книжной формы или ее частных блоков – все закрепляет право ребенка на свободу игровых действий, выстраиваемых с помощью детской игровой книги.

Зона использования книг-игрушек “недирективного” наполнения определяется как зона, предшествующая активному воздействию книжной формы на ребенка, как зона установления необходимого контакта между ребенком и книгой, зона “симпатии и доверия”. И ребенок, и книжка-игрушка проявляют себя как равноправные игровые партнеры и свободны от взаимных обязательств. Наличие в детском чтении такой зоны определяет положительную мотивацию к нему на долгие годы, обусловливает успешность целого ряда традиционных мероприятий в формировании книжной читательской активности.

Конфликтность в существовании и использовании игровых книжных форм в детском чтении на современном этапе, недостаточная разработанность методических положений лишь подчеркивают все возрастающую актуальность игрового компонента в организуемой обществом конструктивной деятельности детей по овладению бесценными пластами книжной культуры, по устранению проблемы функциональной неграмотности, по усвоению когнитивного потенциала детской литературы.

Hosted by uCoz